Подход smart buy давно стал международным явлением. Правда, в Россию пришел он с некоторым опозданием — в период восстановления после советского безденежья и дефицита нам было важно переболеть громкими брендами, показным достатком и безудержным снобизмом. По сути, долгие годы мы сами создавали рынок некачественных и сверхдорогих товаров. Сегодня тренды диктует уже новое поколение — поколение Y, или миллениалы. Они выросли совсем в других реалиях: с юных лет получили возможность выбора, возможность путешествовать и знакомиться с разными культурами. Именно с этим поколением начала развиваться философия осознанного потребления. Сегодня для потребителя важнее качество продукта или его уникальность, а не лейбл на этикетке. Да и рационально относиться к своему бюджету стало не стыдно вне зависимости от уровня дохода.
С новым поколением пришел и тренд на винные бары, который, несомненно, был позаимствован, у стран Европы и США. За последние годы количество демократичных винных мест, куда можно прийти с поводом и без и заказать вино по бокалам выросло в разы. Потребители стали постепенно открывать для себя не только более или менее популярные позиции Франции и Италии, но и вина других регионов (например, Австрии, Германии, ЮАР). Да и в той же Франции или Италии они смогли пойти чуть дальше уже всем знакомых пино гриджо, асти, кьянти и бордо. Сегодня людям хочется пробовать, открывать новые вкусы и ароматы. Они уже понимают, насколько велик и интересен мир вина. При этом супермаркетам по-прежнему не выгодно держать у себя широкий ассортимент — они делают акцент на громких брендах, знакомых названиях, которые точно будут пользоваться спросом. Действительно широкий выбор можно найти только в специализированных винотеках.
Сложился миф, что винотеки работают на какую-то особую аудиторию, с высоким уровнем экспертизы и доходов. Это не так. Совсем недавно мы даже сменили концепцию винотек Grand Cru — вся сеть теперь носит название SimpleWine. Нам было важно подчеркнуть, что на самом деле определиться с выбором вина несложно. К тому же, в специализированном магазине покупатель может получить профессиональную консультацию. Жаль, что часто именно работа продавцов-консультантов или отталкивает потребителей. Никому не хочется чувствовать осуждение за собственный счет. Но даже сегодня, будь то модное демократичное кафе или люксовый магазин, можно столкнуться с высокомерием сотрудников, в чьих глазах вы читаете немой вопрос: «Боже! Неужели вы не можете отличить крутон от гренки?!» Это не задача персонала оценивать возможности, вкус и уровень знаний клиента. Мы прекрасно понимаем, что мало кто разбирается в сортах винограда, регионах, производителях и типах вина. Можно пить вино из не совсем правильных бокалов и, на самом деле, покупатель не должен разбираться во всех тонкостях. Винотеки для того и нужны, чтобы помочь человеку сделать выбор.
Сегодня очень модно добавлять всякие подписи: bio, craft, «фермерский продукт». Далеко не всегда за этими названиями или яркими этикетками стоит действительно серьезный опыт и качественный продукт. Дело экспертов и консультантов провести анализ и дегустации за вас. Если же говорить об опытных потребителях, которые в той или иной мере уже разбираются в вине, то им и вовсе нечего делать в супермаркетах. Вряд ли они там найдут интересный выбор в комфортной для себя ценовой категории, а экспертиза у них, скорее всего, окажется уже на порядок выше консультанта отдела.