Отдел элитных кадров: в чьих руках окажутся машины Bentley
Почему автомобильные концерны боятся за свое будущее?
Британский автопром переживает своеобразный ренессанс. Радикальное техническое перевооружение, немалые инвестиции из Индии, Китая и ФРГ, неожиданные модели вроде кроссовера Bentley Bentayga. В 2015 году по данным британского Общества автопроизводителей и автодилеров (SMMT) отрасль принесла доход в £71 млрд, на 7,3% больше прежнего. Производство автомобилей увеличилось более чем на 5% — до 1,7 млн единиц. В отрасли сегодня занято 814 000 человек, на 17 000 больше, чем в прошлом году, согласно отчёту SMMT. При этом нехватка по отрасли составляет порядка 5000 человек. Ручной труд ценится все выше, а «золотых рук» все меньше и меньше. Как изменится положение после выхода Великобритании из Евросоюза, когда рабочим из других европейских стран закроют свободный доступ на остров?
Представители Jaguar Land Rover уже высказали опасение, что «Брексит» обернётся сокращением доходов объединения на £1 млн. Настороженность проявили и в британском филиале Toyota Motor, связав своё развитие с итогами переговоров правительства с Брюсселем. Но проблема рабочей силы пустила куда более глубокие корни. В равной степени её испытывают автомобильные предприятия других европейских стран и США. Например, президент Немецкого института экономических исследований профессор Клаус Циммерман оценивает потребности ФРГ в рабочей силе на среднесрочную перспективу в 500 000 человек ежегодно. Причём не хватает не только «синих воротничков» (сборщиков, операторов станков, наладчиков) – Ford Motor готов нанять около 3000 сотрудников в свой инженерный отдел.
В будущем автомобильная промышленность может столкнуться с серьезной нехваткой квалифицированных кадров. Наибольшей угрозе подвергаются производители роскошных автомобилей. «Это не проблема, но, безусловно, вызов для нас», – утверждает Марли Роге, член правления Bentley Motors Ltd, ответственная за персонал.
На каждый автомобиль Bentley приходится изрядная доля ручной работы, и её не поручишь абы кому. Компания Bentley Motors Ltd в числе тех немногих производств, где сохраняют старинные ремесленные традиции. Сегодня они сочетаются с самыми передовыми технологиями, но это не умаляет необходимости в шорниках, краснодеревщиках, обойщиках, жестянщиках.
На дефицит людских ресурсов в первую очередь влияет общая демографическая ситуация: стремительное сокращение европейского населения, увеличение средней продолжительности жизни. Во вторую – смена представлений о престижных и непрестижных специальностях. В былые времена ремесленное мастерство наследовалось безоговорочно, поскольку являлось едва ли не единственной гарантией благополучия семьи. А быть принятым в ученики к великому мастеру считалось огромной удачей.
В Bentley Motors Ltd поставили перед собой задачу соблюсти разумный баланс между сложностью ремесла и лёгкостью усвоения, чтобы у молодых специалистов не погас интерес от заучивания предмета и при этом был достигнут требуемый результат. Обучение происходит прямо посреди цеха, где выпускают автомобили. Класс не отгорожен – его здесь называют training island.
Справится ли Bentley с вызовом?
Госпожа Роге настроена оптимистично. В 2015 году в Bentley Motors Ltd поступило свыше 1200 заявок на зачисление в подмастерья. Хотя в нынешнем году на обучение примут только 42 человека, и за два года компания набрала всего сотню. Каким «цифровым» не считали бы нынешнее поколение, такие специальности, как обойщик, шорник, краснодеревщик и другие редкие ремёсла, уходящие корнями в прошлое, продолжают вызывать немалый интерес. Конечно, во многом это происходит благодаря репутации марки Bentley в группе Volkswagen как высочайшего эксперта в этой области. Но еще больше вдохновляет работа старых ремесленников. Легендарный мастер Ноэл Томпсон обтягивает рули кожей вот уже тридцать лет. В качестве инструмента для перфорации кожи он использует – внимание! – обычную столовую вилку. На один руль у мистера Томпсона уходит от 50 минут до 4 часов. Однажды сама британская королева залюбовалась его мастерством. Её Величество поинтересовались, неужели той же вилкой мастер пользовался, обтягивая руль для королевского Bentley? «Нет, – улыбнулся мастер, – тогда я специально взял серебряную».
Можно утверждать, что никогда прежде автомобильная промышленность не уделяла такого внимания кадрам и не инвестировала столько в их обучение. Причём речь идет не только о новичках, но и о переподготовке: по оценке экспертов SMMT, отрасли сегодня требуется повысить квалификацию 20 000 человек по 71 специальности, 15% из них – немедленно.
И всё же, главное внимание уделяется молодёжи. Три года назад Bentley Motors Ltd ввела практику двойного образования, когда учащиеся параллельно с получением теоретических знаний в колледже South Cheshire College могли в течение 12 месяцев получать практические навыки непосредственно на производстве. В сентябре 2016-го Bentley Motors открыла собственный центр обучения University Technical College (UTC), где молодые люди получают навыки владения новейшими производственными технологиями.
Встаёт вопрос, будут ли эти молодые специалисты хорошо зарабатывать? «Не думаю, что в этом вопросе мы отстаём от индустрии в целом, – отвечает госпожа Роге. – Но что интересно: молодежь не столько деньги волнуют, сколько престижность работы и возможность перенять бесценный опыт от первоклассных мастеров. И даже просто право носить на спецовке логотип уважаемой старинной марки».
После трёх лет ученичества в цехе деревообработки или на участке обивки, стажёрам Bentley Motors Ltd предоставляется возможность от года до трёх лет трудиться на производстве. За их профессиональным ростом внимательно следят, ежегодно составляя на каждого отчёт о профпригодности. Впоследствии они вольны выбирать: остаться в цеху, либо заняться повышением квалификации, чтобы проявить себя в чём-то ещё.
«Хочу заметить, – добавиляет Марли Роге, – коллектив Bentley Motors Ltd за минувшие годы заметно помолодел. Во многом благодаря нашей программе обучения удалось устранить нехватку кадров. Так что я бы сказала, что это больше не проблема, а скорее актуальная задача для нас».