Закатили сцену: Мариинский театр объединил четыре театра и распространился до Владивостока
Владивосток – культурная столица
Первое важное событие нового сезона произошло во Владивостоке, на сцене Приморского театра, которую с прошлого года патронирует Мариинка. За 12 вечеров фестиваля «Мариинский» было показано 27 спектаклей, где действовали 290 артистов. Количество зрителей Приморской сцены Мариинского театра — более 20 000, что равняется вместимости петербургского футбольного стадиона «Петровский» или чуть превышает возможности «Арены Химки» в Москве. Успех фестиваля во Владивостоке вдохновил Валерия Гергиева сделать этот город еще одной культурной столицей.
Программа импортозамещения
Гергиев, управитель четырех театров с многочисленными сценами (Мариинский театр, Мариинский театр -2, Концертный зал Мариинского театра и Приморская сцена Мариинского театра), судя по плану на новый, 234-й сезон, намерен включиться в общегосударственную программу импортозамещения.
Возвращение «Каменного цветка»
Вернется на историческую сцену Мариинки знамений балет Юрия Григоровича «Каменный цветок» на музыку Сергея Прокофьева. Прокофьев работал над партитурой очень быстро, увлеченно, изучал уральский фольклор. Но до премьеры в Москве в 1954 году не дожил чуть больше года. Первое представление балета на сцене Кировского (Мариинского) театра в Ленинграде в 1957 году имело большой успех, о чем говорят цифры: в период с 1957 по 1991 год спектакль прошел 191 раз. Возобновлением этого года Гергиев стреляет сразу по двум мишеням: делает реверанс в сторону маэстро Григоровича и его 90-летнего юбилея, и одновременно отмечает 125-летний юбилей композитора Сергея Прокофьева.
Локальная сенсация
Локальной петербургской сенсацией стало объявление постановщика оперы «Саломея» Рихарда Штрауса. Им станет изгнанный (официальная версия: непродленный контракт) с Новой сцены Александринского театра Валерием Фокиным режиссер Марат Гацалов. Это третья постановка «Саломеи» в театре за последние 20 лет. Первую осуществила американка Джули Тэймор, обладательница «Эмми» и дважды обладательница «Тони». Вторая, довольно скандальная, авторства англичанина Дэвида Фримана, а третья версия оперы отдана нашему соотечественнику.
Премьера с прононсом
За вторую оперную премьеру Новой сцены возьмется французский режиссер Арно Бернар, полный тезка владельца LVMH, фигура второго плана в компании мировых оперных режиссеров. Бывший скрипач страсбургского филармонического оркестра дебютировал как режиссер в 1996 году в театре Капитолия в Тулузе. В России свой первый спектакль «Жидовка» поставил на сцене Михайловского театра в 2010-м. Еще через год в Михайловском — «Богему», номинированную на «Золотую маску». Возможно, этот факт Гергиев учел, когда решил пригласить Арно в Мариинский театр, где он поставит «Сицилийскую вечерню» Верди. Историю, может быть, и не такую знаменитую, как другие оперы итальянского композитора, но вполне достойную для того, чтобы встать в один ряд с премьерой прошлого сезона «Симон Бокканегра».
«Не только любовь», но и…
Любопытно наблюдать за тем, как укоренился в Мариинском режиссер и профессор петербургской консерватории Алексей Степанюк, изначально зарекомендовавший себя оперным эротоманом: в «Севильском цирюльнике» от сцен совокупления рябило в глазах, а в «Евгении Онегине» Ольгу в стоге сена и с раскинутыми перед Ленским ногами застукала мамаша. К «Пиковой даме» пыл его немного утих. А оперы Родиона Щедрина, и очень красивая «Рождественская сказка» — весьма достойные во всех смыслах слова работы. 234-й сезон «оживит» руками Степанюка раннее произведение Родиона Константиновича «Не только любовь». Это случится на сцене Концертного зала.
Эксперименты в рамках дозволенного
Поздней весной — в начале лета, в рамках юбилейного, XXV фестиваля «Звезды белых ночей», театром заявлены две премьеры: «Адриана Лекуврер» Франческо Чилеа, заглавная партия отдана Анне Нетребко. И вторая премьера — балетная. Молодой дерзкий хореограф Владимир Варнава, который до сих пор был замечен на небольших площадках в экспериментальных жанрах, допущен до постановки «Ярославны», балета петербургского композитора Бориса Тищенко по мотивам «Слова о полку Игореве». Премьера этого произведения состоялась в 1974 году (правда, на сцене нынешнего Михайловского театра). Тогда хореографа Олега Виноградова носили на руках новаторы и освистали консерваторы: слишком свободным, слишком вольнодумным показался им спектакль. 40 с лишним лет спустя свою версию «Ярославны» представит Владимир Варнава.
Реконструкция исторического здания
Конечно же, Гергиеву пришлось дать ответ и на «больной вопрос» петербуржцев о реконструкции исторического здания Мариинского театра. Вокруг здания театра этой осенью развернуты практически археологические раскопки — готовится выход станции метрополитена. «Народ волнуется». Ходят слухи о грунтовых водах, о плохих перспективах. Валерий Гергиев поспешил успокоить аудиторию, сообщив, что вопрос отложен на неопределенный срок. «Мы не отправим театр на реконструкцию, — сообщил худрук, — пока все не будет проработано тщательно. Пока я руководитель, я не допущу, чтобы он превратился в новодел и «порадовал» нас обилием пластика, отталкивающей новизной (…). Знаете, очень больно обнаруживать, что что-то уходит навсегда». Сколько будет стоить реконструкция — пока не озвучивается.