К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как стать диктатором: практическое руководство к действию

Фото EPA / NIC BOTHMA
Фото EPA / NIC BOTHMA
Можно ли стать диктатором, если очень хочется?

«​Мечтаете о неограниченной власти, несметном богатстве и толпах восторженных поклонниц? Становитесь диктатором!» — призывает Микал Хем, известный норвежский политический журналист и писатель, в книге «Быть диктатором. Практическое руководство», выходящей в издательстве «Альпина Паблишер» в июне. Кто такие современные диктаторы? Можно ли считать их обычными психически здоровыми людьми? Какими способами они удерживают свой народ в подчинении? Можно ли стать диктатором, если очень хочется?  На эти вопросы отвечает автор, а Forbes публикует отрывок главы «Как разбогатеть: «Конкорд» и розовое шампанское»  

Во многих странах существуют различные ограничения, мешающие диктатору пользоваться государственной казной как собственным кошельком. Полным слиянием личных и общественных средств могут наслаждаться лишь единицы. Но даже если диктатор не владеет государственными средствами безраздельно, это не означает, что он совсем не может поживиться за счет страны. Существует множество способов запустить руки в государственную казну.

Одним из таких способов является форма правления, известная под названием «клептократия», или власть воров. При клептократии правящая элита находится у власти лишь затем, чтобы максимально обогатиться. Подобная форма правления с успехом применялась в странах, экономика которых может быть в значительной степени охарактеризована как сырьевая.

 

Мобуту Сесе Секо создал в Заире очень развитую клептократию. Организация Transparency International подсчитала, что за три десятилетия правления в стране, которая теперь носит название Демократическая Рес- публика Конго, Мобуту сумел создать себе состояние размером от $1 млрд до $5 млрд. В 1985 году по оценкам журнала Forbes Мобуту владел $5 млрд, что равнялось внешнему долгу Заира на тот момент.

Когда Мобуту был смещен с поста незадолго до своей смерти в 1997 году, не удалось обнаружить почти ничего из этого баснословного богатства. Британская журналистка Микела Ронг в своей книге «По следам мистера Куртца: жизнь на грани катастрофы в Конго при Мобуту» (In the Footsteps of Mr. Kurtz: Living on the Brink of Disaster in Mobutu’s Congo) пишет, что он вел столь расточительный образ жизни, что скорее всего ему не так уж много удалось спрятать. До сих пор неизвестно, потратил ли покойный диктатор все деньги, или они до сих пор лежат на каких-то секретных счетах по всему миру, но Мобуту и правящие круги действительно швырялись деньгами направо и налево.

 

До тех пор, пока ему хватало денег на личные расходы, Мобуту мало интересовался экономикой и финансовыми трудностями правительства. Без сомнений, он был умным человеком, однако ему недоставало терпения и дисциплины, необходимых для долгосрочного политического и экономического планирования. Ронг пишет, что, когда на повестку выносились экономические вопросы, взгляд Мобуту сразу становился отсутствующим и его мысли уплывали куда-то вдаль.

Хотя Мобуту совершенно не разбирался в экономике, это не помешало ему урвать свой кусок огромных богатств страны, которой ему выпало править. В 1973 году он запустил активный процесс национализации экономики, названый «заиризация». Мобуту объявил, что все предприятия, находящиеся в собственности иностранцев, должны быть переданы «сынам народа». В результате началась настоящая гонка между представителями элиты, которые хотели прибрать к рукам побольше источников прибыли. Разумеется, и Мобуту не остался в стороне. Он экспроприировал 14 плантаций, которые объединил в большой конгломерат на 25 000 рабочих мест. Это сделало Мобуту третьим по величине работодателем во всей стране и четвертым в списке крупнейших производителей какао и резины.

Не забыл Мобуту и о том, чтобы обеспечить себе долю прибыли от полезных ископаемых, составляющих главное богатство страны. Это оказалось несложно. Государственная компания, основанная для продажи полезных ископаемых за рубежом, переводила часть доходов на счет Мобуту, открытый в зарубежном банке. Кроме того, он получал деньги напрямую от производителей. В 1978 году один из сотрудников Международного валютного фонда обнаружил, что глава заирского центрального банка приказал горнодобывающей компании Gécamines направлять все доходы от экспорта прямо на счет президента. А уж прибрать к рукам деньги от алмазных месторождений было еще проще. Алмазы не нуждаются в переработке, и их легко тайком вывезти из страны. Мобуту просто занижал цифры по добыче алмазов в За- ире, продавал алмазы в Антверпене, а разницу клал себе в карман.

 

Ближе к концу холодной войны Мобуту лишился поддержки Запада и ему понадобились деньги, чтобы избежать развала экономики. На встрече в Вашингтоне, где обсуждались ссуды, необходимые для предотвращения кризиса, один банковский служащий предложил, чтобы Мобуту пустил украденные деньги на помощь своему народу. 

Мобуту тратил деньги почти так же молниеносно, как и зарабатывал их. Розовое шампанское и пирожные ему доставляли самолетом из Парижа. Он построил себе по вилле во всех крупнейших городах Заира. Одной из его любимых построек была пагода в китайском стиле, построенная в Нселе. Кроме того, Мобуту проводил довольно много времени на своей роскошной яхте под названием «Каманьола», которая представляла собой переделанный катер, курсировавший вверх и вниз по реке Конго. На борту он принимал известных политиков, в число которых входят Генри Киссинджер и Франсуа Миттеран.

В городе, где он родился, Гбадолите, Мобуту построил дворец из белого мрамора, получивший прозвище Версаль Джунглей, хотя в действительности прототипом для него послужил дворец Лакен, принадлежащий бельгийской королевской семье. Взлетную полосу в городском аэропорту продлили, чтобы там могли взлетать и садиться «конкорды», которые он арендовал для полетов в Европу и обратно.

Инфраструктура для остального населения была не настолько важна. Мобуту рассказывал президенту Руанды Жювеналю Хабиаримане: «Я правлю Заиром уже 30 лет, и я не построил ни единой дороги». И объяснил, почему не нужно строить дорог: «По дороге они могут приехать за тобой».

Мобуту не довольствовался собственностью только в своей стране. Он купил себе местечко под названием Вилла дель Мар в Рокебрюн-Кап-Мартен на Французской Ривьере, совсем недалеко от летней резиденции своего предшественника, короля Леопольда, за 5,2 млн. По слухам, после завершения переговоров о цене продавец спросил, идет ли речь о сумме в долларах или в бельгийских франках. Это разница в 39 раз, но для Мобуту, конечно, такие мелочи не играют роли.

 

Вдобавок он приобрел дом в швейцарском городке Савиньи, огромные апартаменты в Париже и поместье под названием Каса Агрикола Солеар в Альграве, Португалия. Цена последнего составляла $2,3 млн за площадь 8000 гектаров, 12 спален и винный погреб на 12 000 бутылок. Но большинство зарубежных активов Мобуту находилось в Брюсселе, столице бывшей колониальной империи Бельгии, где у него было не меньше девяти домов в самых дорогих районах: Юкль и Синт-Генезиус-Роде.

Клептократия — самая очевидная и непосредственная форма коррупции, но она возможна лишь при наличии пары предпосылок. Первая: слабое гражданское общество. Правозащитные организации и СМИ должны обладать самым минимальным влиянием и быть настолько зависимыми, чтобы не представлять угрозы для власти диктатора. Вторая: общественные институты должны быть так слабы, чтобы даже не мечтать пойти против диктатора или его сторонников. На руку вам сыграет низкий уровень образования в стране и всеобщая безграмотность. Далеко не всем диктаторам так везет со слабым гражданским обществом, как повезло в свое время Мобуту, но если обстоятельства благоприятствуют тому, клептократия является легким и быстрым путем к личному обогащению.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+