Состояние духа: самые перспективные молодые художники России
Пользуется ли сейчас спросом современное российское искусство? Аукционисты говорят, что нет. По словам Дарьи Черненко, специалиста по русскому искусству аукционного дома Bonhams, за год на его торгах продается не более двух-трех работ молодых российских художников: «Подобные работы приобретаются в основном для оформления интерьера, существенно реже — в частные коллекции». Менеджер московского офиса одной из международных аукционных компаний уверяет, что «на этом направлении рынок не развивается, покупок нет, разве что разовые галерейные». Галеристы парируют: интерес к contemporary art не пропадал. «По арт-среде последнее время гуляет шутка, гласящая, что рынка нет. Конечно же, он есть, — настаивает Сергей Гридчин, владелец центра современного искусства Gridchinhall. — Просто 2015-й — это год неопределенности для многих рынков, и арт-рынок в их числе». Как считает основатель галереи Pop/off/art Сергей Попов, если несколько лет назад можно было не следить за молодыми художниками, то теперь «погоду задают те, кому 25 лет», и уже есть коллекционеры, покупающие именно их работы.
Кто прав, покажет время и опять-таки рынок. Пока же Forbes, как и в 2013 году, представляет наиболее перспективных молодых художников, которые мало известны широкой публике, но уже представляют интерес для российских и зарубежных музеев, выставок и коллекционеров. Выбор авторов проходил в два этапа. Сначала на основе ответов от кураторов выставок и художественных премий, галеристов, директоров музеев и известных художников был составлен список имен (мы установили только ограничение по возрасту — 1982 год рождения и моложе). На этом этапе мы выясняли, сколько галерей работает с названными молодыми художниками на постоянной основе, участвовали ли они в выставках в России и за рубежом, получали ли премии и награды. В результате сформировался лонг-лист, в который вошли 35 человек.
На втором этапе мы отобрали из них 15 наиболее успешных. Они оценивались по следующим критериям: персональные выставки в России и за рубежом, участие в крупных групповых российских и международных выставках и биеннале, наличие работ в коллекциях известных музеев и галерей и в частных собраниях, наличие российских и международных премий. В числе финалистов оказались художники с максимальной суммой присвоенных баллов. Каждый из них работает в нескольких жанрах, сочетая, например, инсталляции и живопись, видео и так называемые объекты (художественные формы вне конкретных стилей). Примечательно, что только у двух финалистов есть художественное образование в его традиционном понимании.