К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Cвой интерес: что коллекционируют владельцы российских аукционов

Cвой интерес: что коллекционируют владельцы российских аукционов
Forbes пообщался с четырьмя учредителями антикварных и художественных аукционов, собирающими свои коллекции, и выяснил, чем и почему они увлечены

Владельцы фирмы «Монеты и медали» Игорь Лаврук и Дмитрий Максимов много лет собирали русские медные монеты. По словам Лаврука, выставлять медь на аукционах было невыгодно — нумизматы покупали серебро и золото, а упускать недорогие, но интересные монеты не хотелось.  Когда коллекция стала достаточно полной, она была с выгодой распродана на аукционах «Монет и медалей» в 2004–2005 годах (спрос на рынке к тому времени изменился). С тех пор учредители «Монет и медалей» ничего не собирают. «Коллекционирование и аукционы — это все-таки противоположные виды деятельности», — поясняет Игорь Лаврук. С ним согласен гендиректор «Дома антикварной книги в Никитском» Сергей Бурмистров: «Собирательский интерес входит в противоречие с коммерческой целью — выставить на торги как можно больше привлекательных вещей». Прежде чем создать свой аукционный дом, он коллекционировал русские книги второй половины XVIII — XIX веков. Затем расстался с большей частью собрания. Но, признается Бурмистров, ему до сих пор приходится подавлять в себе вирус собирательства при подготовке к  очередным торгам. Однако коллекционерская страсть и управление аукционным бизнесом вполне могут сочетаться. Несколько лет назад на одном из московских антикварных аукционов владелец другой аукционной фирмы активно торговался за раритетную вещь. Цена лота поднялась более чем в 20 раз, и купил его бизнесмен-аукционист — для собственной коллекции. Насколько известно Forbes, своему хобби он не изменил и до сих пор приобретает на чужих аукционах предметы, которые не может купить иным способом.

Forbes пообщался с четырьмя учредителями аукционных компаний, собирающими свои коллекции, и выяснил, чем и почему они увлечены.

Леонид Шишкин
Фото Aava Anttinen для Forbes

Леонид Шишкин

«Галерея Леонида Шишкина»

Специализация: русская живопись XX века, работы советских мастеров 1930–1970 годов

Собственная коллекция: исторические натюрморты Николая Смирнова

Когда я открыл галерею, Николай Смирнов уже был известным художником. Он работал в старинном стиле «обманки», создающем иллюзию трехмерности изображения, и называл свои натюрморты «театром вещей». Одной картиной мог заниматься год-полтора, тщательно подбирал предметы, продумывал композицию, не допускал никаких компромиссов в технике живописи. В 1990 году на аукционе в Нью-Йорке три его картины, выставленные арт-дилером, ушли за $85 000 — большие деньги по московским меркам того времени. Мы дружили, он шел своей дорогой, я наблюдал. Наконец, я предложил Смирнову сделать выставку и специально для нее — пять новых картин. В 2005 году он завершил последнюю, но до выставки не дожил — подвело сердце. А у меня осталось внутреннее обязательство.

Выставка прошла в 2010 году в Русском музее. С подготовки к ней и началась моя коллекция. Я вдруг осознал, насколько все это уникально и неповторимо, и захотел собрать вместе как можно больше натюрмортов Смирнова. Всего он создал 68 произведений, у меня сейчас 23 картины. Поиски веду среди коллекционеров и дилеров по всей Европе и Америке. В Германии нашел две работы, одну купил в Сербии. Знаю, у кого есть картины Смирнова в России — три мне точно не отдадут, по трем торгуюсь. Пять натюрмортов некогда приобрел боливийский посол. Может быть, как-нибудь соберусь и в Боливию.

Илья Горянов
Фото Алексея Кузьмичева для Forbes

Илья Горянов

«Знакъ»

Специализация: монеты, боны, ценные бумаги, награды, памятные медали и знаки Российской империи и СССР

Собственная коллекция: боны (бумажные денежные знаки) времен Гражданской войны в России

Никогда не подсчитывал, сколько бон у меня в коллекции. Несколько тысяч, точнее не скажу. Деньги Гражданской войны — это невероятное разнообразие эмиссий, отражающее специфику времени: правительственные выпуски («красные» и «белые»), региональные, областные, городские, армейские, частные (заводы, кооперативы, торговые компании и т. д.). Собирать их я начал лет пятнадцать назад, из интереса к истории и по причине недооцененности этой темы.

Теперь ситуация с ценами иная. Недавно я приобрел денежный знак, выпущенный в Урге при бароне Унгерне. В 2011 году такая бона была продана на аукционе в США, в пересчете на рубли, за 700 000. Сейчас ее можно выставлять за 1–1,5 млн рублей. Есть боны красивые, но недорогие — к примеру, врангелевские тысячерублевки. Есть отпечатанные кое-как на плохой бумаге (например, знаки лагерей военнопленных), но при этом стоящие дороже золотых десятирублевок. Самый ценный знак в моей коллекции — пробные колчаковские 1000 рублей 1919 года, единственный известный экземпляр. Из шести номиналов колчаковских «пробников» я разыскал четыре. Полной подборки нет ни у кого.

У меня, как я думаю, лучшее собрание денежных знаков Уральского региона, но для полноты не хватает примерно 100 бумаг. Боны Гражданской войны до конца собрать нельзя принципиально. Всегда будет что разыскивать.

Константин Журомский
Фото Алексея Кузьмичева для Forbes

Константин Журомский

«Кабинетъ»

Специализация: русская и советская живопись и графика, декоративно-прикладное искусство, старинные книги, предметы военной истории

Собственная коллекция: русская кабинетная бронзовая скульптура

Золотой век русской бронзы — это последняя треть XIX века. Все отливки штучные, выполненные под заказ по восковым или гипсовым моделям. Скульпторов, создававших кабинетные бронзовые фигуры, было чуть более десятка. Поэтому коллекционирование кабинетной бронзы — занятие обозримое и понятное, в отличие от русской живописи того же периода, представленной большим числом имен и разнообразием жанров. Как мне кажется, русская бронзовая скульптура до сих пор недооценена: $100 000–150 000 за редкую вещь превосходного качества в бронзе — это цена не самой выдающейся картины, допустим, Шишкина или Поленова. Коллекцию бронзы можно совершенствовать — искать так называемые шеф-модели, первые отливки, экземпляры с авторской проработкой деталей после литья.

Я собираю бронзу с 1998 года и до сих пор делаю открытия, находя фигуры и модели, неизвестные даже музейным экспертам. Сейчас в моей коллекции больше 100 скульптур Евгения Лансере. Еще известно около 50 его работ в отливках. Примерно 100 работ я знаю только по фотографиям восковых моделей, эскизам, описаниям в литературе и архивным документам. И эти пробелы в творчестве понемногу заполняются, изделия в бронзе находятся — в России, Европе, Америке.

Владимир Овчаренко
Фото Алексея Кузьмичева для Forbes

Владимир Овчаренко

Аукцион Vladey

Специализация: современное российское искусство

Собственная коллекция: работы отечественных и западных современных художников

Наверное, я мог бы собирать русских художников довоенного периода, и это был бы более очевидный выбор. Но я предпочитаю приобретать то, в чем хорошо разбираюсь. Современным искусством я занимаюсь 25 лет. Если в моей галерее «Риджина» представлены порядка 20 художников, то в коллекции— свыше 70 авторов, российских и иностранных (всего около 400 работ). По сути, это мой путь в современном искусстве, для меня оно живое, мой Second Life. С художником можно общаться, следить за его творчеством, сравнивать его взгляд на мир со своим собственным…

Работы я приобретал разными путями: напрямую у авторов, и необязательно у тех, кто выставляется в «Риджине», иногда на аукционах, иногда у галеристов и дилеров. Редко, но расстаюсь с работами из своей коллекции, не все они выдерживают проверку временем. Бывает, художник своими дальнейшими выставками и работами перечеркивает значимость прежних. Или же более удачные работы автора занимают место ранее купленной. Процесс живой, мне в нем комфортно. Да и уровень коллекции повышается. Я твердо верю: покупать лучше то, что нравится, тогда искусство будет приносить радость. А если вдруг через 10 лет поймешь, что цена выросла, то окажешься в двойном выигрыше.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+