Россия, режиссер Андрей Прошкин
О чем это. О российской глухомани, обитающей в безвременье. Непонятно место действия, хотя в одноименных повести и сценарии Юрия Арабова говорится об Алтае. В таком безвоздушном пространстве, где приметы советского быта сочетаются с хай-теком, возникают, однако, приметы нашей Родины и ее идеологии. Парикмахерши, к примеру, осуждают аборты, ибо как же нам хватит людей на войну с американцами? А врач отвечает на упрек, что у пациентки не прощупывается пульс: «Все в норме. Сейчас сердца быть не должно. Время такое».
В абсурдной реальности обрисовывается некто Загадочный. Пишут, что суть персонажа не понятна: то ли ангел, то ли дьявол. По мне, с ним все ясно. Он, безусловно, демон, хотя Арабов употреблял и термин «положительный маньяк». Имя ему — пробудившаяся совесть.
Это, однако, не Декстер и не герой Хабенского из «Метода». Донимает этот демон не законченных негодяев, а, что концептуально, обыденных людей: парикмахершу, которая делает очередной аборт. Хирурга, который производит аборт, а сам ходок и отец большинства не рожденных разными женщинами и убитых им самим во время абортов детей. И местного начальника-мента, слывущего антисемитом, который при этом ожидает появления нового, причем еврейского, мессии.
Что в этом хорошего. В конечном счете «Орлеан» — фильм о том, что у всех людей есть скелеты в шкафах. И однажды за все придется заплатить. Воланд у Булгакова говорил: проблема не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен. Вот и тут: главная опасность в том, что не поймешь и не предскажешь, когда именно совесть тебя достанет. В любом случае понятно, что достанет в момент, когда ты наиболее уязвим.
Андрей Прошкин — один из самых непредсказуемых кинотворцов. Его «Игры мотыльков», «Солдатский Декамерон», «Миннесота», «Орда» — это высшая лига кинематографа, о чем, к сожалению, знают немногие. «Орлеан» — его первый фильм, сделанный в жанре фарса и гротеска. Тут много ссылок на «Мастера и Маргариту». Ясно, что это фильм о зле, которое вечно порождает благо. В результате после показа фильма на Московском фестивале некоторые ополчились на фильм за «булгаковщину». Для меня это непонятно. Значит, достоевщина и чеховщина, которых в нашем кино и театре выше крыши, всегда допустимы, а булгаковщина, которой не сыщешь, не допустима как зараза? Еще: «Орлеан», даже судя по названию, привязан как киновысказывание о современности, к «Левиафану». И это – существенно.
Резонанс. Шум в социальных сетях. Приз за лучшую женскую роль невероятной Елене Лядовой на Московском кинофестивале.