Le Tout Nouveau Testament, Бельгия-Франция-Люксембург, режиссер Жако Ван Дормель
Фильм из параллельной программы «Двухнедельник режиссеров», заставивший многих задаться вопросом: а почему устроители фестиваля не включили его в главный конкурс? Где он не просто прошел бы на ура, но был бы реальным претендентом на Palm D'or?
Про «Двухнедельник» стоит рассказать особо. Эта программа (как альтернатива основному конкурсу, который тогда считался буржуазным) была создана после французского студенческого и интеллектуального бунта 1968 года, когда единственный раз в истории при активном содействии Годара, Трюффо, Луи Маля, Романа Поланского, Моники Витти и других революционеров от кинематографа фестиваль был сорван. Она и сейчас не вписывается в каннский стандарт уже потому, что тут нет существующего в главном Канне деления на касты и клановые возможности. Я, в соответствии со своей журналистской аккредитацией, один из тех, кто в Канне считается (сравнение я вычитал в местной печати) представителем высшего среднего класса. Меня при каннских очередях на просмотры всегда и везде пропускают в числе первых. Но приходя на «Двухнедельник», я получаю прав не больше, чем те, у кого, по каннским меркам, аккредитации чернорабочих. Все стоят в общей очереди. Сначала это тебя бесит. Потом ты говоришь себе: но в этом-то и проявляется демократия (другое дело, что тоталитаризм лично меня в Канне устраивает больше).
Но про «Новейший завет». Это был самый смешной и, безусловно, самый оптимистический фильм фестиваля. Оказывается, Бог-отец во вполне себе примитивном человеческом обличье спокойненько обитает на Земле, а именно в Брюсселе. Вообще-то он, создавая мир, и сотворил, как выясняется, прежде всего Брюссель – а потом уже все остальное. Он глуповат, беспрерывно гложет пиво и развлекается тем, что с помощью особого компьютера, без которого он никто, строит человечеству пакости. Например, вводит правило, что очередь, в которой вы стоите, всегда движется медленнее соседних очередей. Однажды его вынуждают выбраться через потайной лаз в Брюссель. Но коли он без документов, а без документов – только узбеки, то власти высылают его в Узбекистан. Пользуясь случаем, его жена и дочь, о которых мир и не подозревает (знаменит, понятно, лишь его сын, которого младшая сестра сокращенно именует JC, что некоторые персонажи фильма интерпретируют как Жан-Клод Ван Дамм), начинают быстро исправлять ситуацию, творя счастье всем подряд. Зрительный зал во время просмотра пребывал в экстазе. Уверяют, будто после одного из сеансов была 40-минутная овация.
Появится ли этот фильм у нас? А Бог его знает. Ведь дураки, отвечающие у нас за культуру и нравственность, могут счесть его оскорблением чувств верующих. Хотя это просто веселая божественная комедия, а над суровым и несправедливым Господом-отцом умные люди издевались во все времена.