Гонки Формулы-1: 1950 год и с 1955 года
Главная городская трасса в истории, символ Формулы-1 и, пожалуй, самая известная гонка в мире – безотносительно чемпионатов и разыгрываемых титулов. Гран-при Монако проводится в средиземноморском княжестве с 1929 года – в тот момент Формула-1 еще даже не появилась на свет. В календарь чемпионата мира заезд входит с самого основания международного первенства в 1950 году.
За прошедшие 65 лет требования к безопасности трасс серьезно ужесточились, большинство автодромов пятидесятых уже снесены или заброшены, а Гран-при Монако здравствует и поныне. Если бы такую трассу придумали сейчас, она ни за что ни прошла бы обязательную инспекцию: комиссары обязательно сочли бы автодром слишком опасным. Но слава и статус Монако гарантирует Гран-при место в Формуле-1, невзирая ни на какие правила – возможно, чемпионату мира Монте-Карло нужно больше, чем самому княжеству Формула-1.
Выиграть в Монако – особая привилегия. Эта трасса покоряется только лучшим, причем любимчики Монте-Карло побеждают здесь по много раз. Здесь самые узкие и самые неровные дороги в современной Формуле-1, а проходить повороты гонщикам приходится в миллиметрах от бетонных отбойников. По ходу движения трасса ныряет в тоннель, а затем выезжает на набережную, где автомобили проносятся мимо Лигурийского моря и пришвартованных в порту яхт. Полная дистанция составляет всего 260 километров вместо стандартных для Формулы-1 310 – но даже укороченная дистанция не всегда позволяет уложиться в двухчасовой лимит. Ну и конечно, нельзя не сказать о шпильке Loews, где сверхмощные автомобили Формулы-1 замедляются до 45 километров в час – это самый медленный и один из самых сложных поворотов во всем чемпионате.