К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Городские гонки: самые известные уличные трассы Формулы-1 в мире

Городские гонки: самые известные уличные трассы Формулы-1 в мире
От претенциозного Монако и российского Сочи до портовых районов Валенсии: 10 городов, в которых прокладывали временные автодромы

С 10 по 12 октября построенный в Олимпийском парке "Сочи Автодром" примет первый в истории России Гран-при Формулы-1. Гоночный комплекс называют полугородским: формально трасса входит в черту Большого Сочи, а на отдельных секторах можно встретить названия улиц. В то же время, все дороги "Сочи Автодрома" строили специально для Формулы-1, а общественный транспорт по этим улицам никогда не ездит.

В преддверии Гран-при России Forbes вспомнил самые яркие городские трассы в 65-летней истории Формулы-1.

Монако, Гран-при Монако
Фото Corbis Images

Монако, Гран-при Монако

Гонки Формулы-1: 1950 год и с 1955 года

Главная городская трасса в истории, символ Формулы-1 и, пожалуй, самая известная гонка в мире – безотносительно чемпионатов и разыгрываемых титулов. Гран-при Монако проводится в средиземноморском княжестве с 1929 года – в тот момент Формула-1 еще даже не появилась на свет. В календарь чемпионата мира заезд входит с самого основания международного первенства в 1950 году.

За прошедшие 65 лет требования к безопасности трасс серьезно ужесточились, большинство автодромов пятидесятых уже снесены или заброшены, а Гран-при Монако здравствует и поныне. Если бы такую трассу придумали сейчас, она ни за что ни прошла бы обязательную инспекцию: комиссары обязательно сочли бы автодром слишком опасным. Но слава и статус Монако гарантирует Гран-при место в Формуле-1, невзирая ни на какие правила – возможно, чемпионату мира Монте-Карло нужно больше, чем самому княжеству Формула-1.

Выиграть в Монако – особая привилегия. Эта трасса покоряется только лучшим, причем любимчики Монте-Карло побеждают здесь по много раз. Здесь самые узкие и самые неровные дороги в современной Формуле-1, а проходить повороты гонщикам приходится в миллиметрах от бетонных отбойников. По ходу движения трасса ныряет в тоннель, а затем выезжает на набережную, где автомобили проносятся мимо Лигурийского моря и пришвартованных в порту яхт. Полная дистанция составляет всего 260 километров вместо стандартных для Формулы-1 310 – но даже укороченная дистанция не всегда позволяет уложиться в двухчасовой лимит. Ну и конечно, нельзя не сказать о шпильке Loews, где сверхмощные автомобили Формулы-1 замедляются до 45 километров в час – это самый медленный и один из самых сложных поворотов во всем чемпионате.

Сингапур, Гран-при Сингапура
Фото Corbis Images

Сингапур, Гран-при Сингапура

Гонки Формулы-1: с 2008 года по настоящее время

Гран-при Сингапура вывел Формулу-1 на новый уровень: теперь соревноваться можно и по ночам. До появления в календаре азиатского города-государства все гонки чемпионата мира стартовали в 14:00 по местному времени. Гран-при Сингапура начинается в 20:00 – специально для Формулы-1 местные власти установили настолько яркое искусственное освещение, что обзорность на городской трассе оказалась едва ли не лучше, чем на стационарных.

Трасса Марина Бэй проходит по фешенебельному району Сингапура с множеством пятизвездочных отелей, исторических зданий колониальной эпохи и современных бизнес-центров. На фоне Формулы-1 возвышается исполинское колесо обозрения, а при наличии денег и желания наблюдать за гонкой можно из уникального бассейна под открытым небом, который расположен на крыше сразу трех небоскребов, соединенных между собой.

Гран-при Сингапура стал настолько успешен, что вслед за этим на вечерний режим перешла гонка в Бахрейне, а в планах у руководства Формулы-1 значится ночной заезд в Азербайджане.

Лонг-Бич, США, Гран-при Лонг-Бич
Фото Corbis Images

Лонг-Бич, США, Гран-при Лонг-Бич

Гонки Формулы-1: с 1976 по 1983 год

Калифорнийский Лонг-Бич называют американским Монако. Как и на Лазурном берегу, гонка в Лонг-Бич привлекает бизнесменов, знаменитостей и голливудских звезд, а антураж курорта для богатых делает городскую трассу совершенно особенной. Болиды Формулы-1 проезжают мимо пальм, а потом оказываются рядом с небоскребами делового центра – такое сочетание возможно только в Калифорнии.

Гран-при Лонг-Бич с большим успехом проходил с 1976 по 1983 год, но затем Формула-1 сама все испортила: организаторы чемпионата потребовали от устроителей гонки огромный денежный взнос за право проведения гонки. Американские промоутеры отказались, и международное первенство больше не приезжало в Калифорнию. Впрочем, трасса и гонка никуда не делись: с тех пор вместо Формулы-1 здесь соревнуется кольцевая серия INDYCAR. В США это первенство  более популярно, чем Формула-1, так что голливудские звезды продолжают регулярно съезжаться в Лонг-Бич. Трибуны по-прежнему переполнены, а американские зрители по-прежнему наслаждаются уличной гонкой по солнечному мегаполису.

Аделаида, Гран-при Австралии
Фото Corbis Images

Аделаида, Гран-при Австралии

Гонки Формулы-1: с 1985 по 1995 год

Вокруг центра Аделаиды расположен огромный парковый пояс: площадь угодий под названием Парклэндс достигает семи с половиной квадратных километров. С 1985 по 1995 помимо прогулок на свежем воздухе австралийцы могли найти в Парклэндсе Формулу-1: одиннадцать лет временная трасса принимала заключительный этап чемпионата мира.

Трассу проложили по парковым дорожкам, а временные трибуны собирали перед каждым Гран-при отдельно: местные экологи боялись, что огромные конструкции для гонок нарушат местную экосистему, поставив под угрозу ареал обитания птиц и опоссумов. В итоге все звери остались целы, а Аделаида подарила болельщикам Формулы-1 несколько захватывающих гонок и непредсказуемых финалов чемпионата. В сезоне-1996 право принимать национальный Гран-при Австралии перекупил Мельбурн, но в Аделаиде продолжили устраивать гонки: теперь здесь проходит местная кузовная серия V8 Supercars.

Детройт, США, Гран-при Детройта
Фото Corbis Images

Детройт, США, Гран-при Детройта

Гонки Формулы-1: с 1982 по 1988 год

Город моторов принимал Гран-при Формулы-1 семь раз: с 1982 по 1988 год. Гран-при Детройта был ключевым этапом для представленных в чемпионате автопроизводителей из США, поэтому на недочеты городской трассы старались закрывать глаза. Так, у автодрома не было собственных боксов: вместо специализированных гаражей команды Формулы-1 располагались под открытым небом. Недостатком можно назвать и узость дорожного полотна: непригодные для гонок дороги Детройта не слишком подходили для болидов Формулы-1.

В результате, средняя скорость на круге в Детройте оказалась даже ниже, чем в Монако, а сходства с Монте-Карло добавлял изогнутый тоннель, сквозь который приходилось проезжать на каждом круге.

Впрочем, все эти факторы были неудобством только для гонщиков и команд – зрители были в восторге от заездов по городским улицам, да и со зрелищностью у этапа было все в порядке. Как и в Лонг-Бич, организаторы Гран-при Дейтройта не смогли договориться с руководством Формулы-1 о долгосрочной судьбе гонки: теперь здесь проходит этап американской серии INDYCAR.

Валенсия, Гран-при Европы
Фото Corbis Images

Валенсия, Гран-при Европы

Гонки Формулы-1: с 2008 по 2013 год

После исчезновения Аделаиды единственным «формульным» этапом, который проходил непосредственно по городским улицам, остался Гран-при Монако. Прервать 23-летнюю монополию карликового княжества решилась Валенсия. К 2008 году в «городе наук и искусств» проложили временную трассу по улицам и объявили, что бросят вызов престижу и гламуру Гран-при Монако. Организаторы не учли одного: гонка в Монте-Карло проходит по центральному району и охватывает самые красивые места в государстве. Автодром в Валенсии поместили в портовый район на окраине города, атрибутами которого стали подъемные краны, огромные доки и ангары для грузов.

«Индустрилаьный» Гран-при Европы не понравился никому. Трасса в Валенсии получилась не просто некрасивой: на автодроме начисто отсутствовали места для обгонов, из-за чего дебютная гонка прошла без единой успешной атаки. Свою лепту внес и мировой финансовый кризис, из-за которого испанцы прекратили покупать дорогие билеты на Формулу-1: после нескольких лет с относительно приемлемой аудиторией посещаемость Гран-при упала, и в 2014 году гонка исчезла из календаря.

Уход чемпионата мира привел к печальным последствиям: жители и администрация бросили район, отбойники для Формулы-1 остались ржаветь под открытым небом, а в бывших боксах поселились бездомные.

Порту, Гран-при Португалии
Фото Corbis Images

Порту, Гран-при Португалии

Гонки Формулы-1: 1958, 1960 годы

Пожалуй, трасса в Порту лучше всех соответствует понятию городская. Автодром проходил в прибрежной части Порту: дорога петляла между частными домами с палисадниками, а затем выходила в центр города, где пересекала трамвайные пути и выводила пилотов на мощеную улицу. Формула-1 на брусчатке – такое возможно только в Португалии.

Гонка по улицам Порту проходила с начала пятидесятых годов, но лишь в 1958-м получила статус официального Гран-при Формулы-1. Первый заезд запомнился джентльменским поведением со стороны четырехкратного вице-чемпиона мира Стирлинга Мосса: соперник Мосса Майк Хоторн был дисквалифицирован за езду по трассе в обратном направлении, однако Стирлинг видел, что судьи наказали конкурента по ошибке, о чем и сообщил комиссарам. Благодаря поручительству гонщика результат Хоторна был восстановлен – и по итогам сезона именно Майк взял чемпионский титул. Если бы в Порту Стирлинг не заступился за своего коллегу, чемпионом стал бы Мосс.

Гран-при в Порту продержался в календаре два сезона, после чего Португалия надолго исчезла из Формулы-1. В 2005 году историческую трассу восстановили для чемпионата мира по кузовным гонкам WTCC – правда, былой плитки на улицах уже не осталось, да и трамвайные рельсы в Порту давно демонтировали.

Монреаль, Гран-при Канады
Фото Corbis Images

Монреаль, Гран-при Канады

Гонки Формулы-1: С 1978 по 1986 год, с 1988 по 2008 год и с 2010 года

Подобно трассе в Сочи, Автодром имени Жиля Вильнева можно назвать полугородским. Гоночный комплекс построен на искусственном острове Нотр-Дам в устье реки Святого Лаврентия. Этот остров насыпали в центре Монреаля для международной выставки Экспо, а после ее завершения превратили в парк с прогулочными дорожками и гоночной трассой.

Ограниченная площадь острова и наличие водоема в центре привели к тому, что у Автодрома имени Жиля Вильнева практически нет зон вылета – вся трасса огорожена бетонными отбойниками, за которыми плещется река Святого Лаврентия. Такая структура не дает гонщикам права на ошибку, из-за чего Гран-при Канады традиционно изобилует авариями и разбитыми машинами. Еще одна особенность – четыре длинных прямых, на каждой из которых болиды развивают скорость выше 340 км/ч. На экстренных торможениях после прямых часто происходят обгоны и столкновения, а саму трассу прозвали «убийцей тормозов» - за невероятные нагрузки на тормозную систему.

Мельбурн, Гран-при Австралии
Фото Corbis Images

Мельбурн, Гран-при Австралии

Гонки Формулы-1: с 1996 года по настоящее время

Австралийцы не просто любят парки – австралийцы любят гоняться в  парках. Если примера Аделаиды недостаточно, вот еще один: временный автодром в Мельбурне обустроен в центральном городском парке вокруг озера, где соревнуются гребцы и занимаются плаванием местные жители. Сам же автодром проложен по велодорожкам – это в Москве они шириной в метр, а в Мельбурне по ним могут ездить болиды Формулы-1.

Вековые деревья, близость воды и выстроенные по соседству небоскребы создают у пилотов и болельщиков неповторимое ощущение праздника, которое не удается воспроизвести ни на одной другой трассе: по всеобщему признанию, именно Австралия является любимым местом для проведения Гран-при среди гонщиков и команд.

Сама трасса получилась нетипично широкой для городского автодрома, а обилие мест для обгона вкупе с непредсказуемой погодой делают гонку в Мельбурне одной из самых ярких и насыщенных во всем чемпионате. К тому же, вот уже 18 лет она открывает программу Формулы-1.

0115173104708_1f436e78ec_o.jpg
flickr.com/sochiautodrom

0115173104708_1f436e78ec_o.jpg

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+