К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Канны-2021: женская титаническая победа, русский след и спорный выбор жюри

Канны-2021: женская титаническая победа, русский след и спорный выбор жюри
Во Франции завершился 74-й Международный Каннский кинофестиваль. «Золотую пальмовую ветвь» впервые единолично получил фильм женщины-режиссера — хоррор «Титан» Жюли Дюкорно, а Гран-при достался картине финна Юхо Куосманен «Купе номер шесть» — с участием российского актера Юры Борисова и при поддержке Минкульта России. Рассказываем о победителях Канн-2021

В Каннах раздали призы, в том числе, выдали самую дискуссионную «Золотую пальмовую ветвь» за многие годы — хоррору «Титан» француженки Жюли Дюкорно. Но кроме этого, выдали еще немало странных или же, наоборот, вполне заслуженных наград. В основном конкурсе приняли участие 24 картины — в части номинаций было выбрано по два победителя. Кинокритик Егор Беликов рассказывает о каждой из картин, названных теперь каннскими лауреатами.

Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля

«Золотая пальмовая ветвь» за лучший фильм — «Титан», режиссер Жюли Дюкорно
DR

«Золотая пальмовая ветвь» за лучший фильм — «Титан», режиссер Жюли Дюкорно

О фильме: уникальный для Каннского фестиваля боди-хоррор о девушке с титановой пластиной в голове (главную роль исполнила гендерно-небинарная актриа Агата Руссель), которая вдруг начинает убивать людей палочкой для волос, совокупляется с автомобилями (в том числе с огромной пожарной машиной), поджигает все, что видит, а затем прячется от правосудия, выдавая себя за сына спасателя (рельефный возрастной артист Венсан Линдон), пропавшего без вести несколько лет назад, для чего протагонистка собственноручно ломает себе нос о раковину.

Заслуженный ли приз: да и еще раз да. Весь фестиваль мы не могли поверить, что жюри осмелится наградить именно эту картину, но все же это свершилось. Дюкорно продемонстрировала кино радикальное, даже вызывающее — такое, которое запоминается навсегда именно своей невозможной ранее провокативностью. Здесь есть свежее дыхание кино будущего. Кстати, всего второй раз в истории режиссерка, а не режиссер, получила главную каннскую награду. Это даже более заслуженная женская «Золотая пальмовая ветвь», чем в прошлый раз, когда Джейн Кэмпион со своим остросентиментальным «Пианино» поделила награду с «Прощай, моя наложница» Чэнь Кайгэ.

Когда смотреть: «Титана» купили в Россию, но пока даты выхода нет — скорее всего, осенью 2021 года.

Гран-при жюри — «Купе номер шесть», режиссер Юхо Куосманен

Гран-при жюри — «Купе номер шесть», режиссер Юхо Куосманен

О фильме: чувственное экспатское роуд-муви, исчерпывающее путешествие двух неприкаянных душ по России. Два героя встречаются в купе поезда и совсем не рады друг друга видеть: финская студентка-лесбиянка (Сейди Хаарла) с археологического факультета МГУ, рванувшая в Мурманск смотреть на сохранившиеся там рисунки первобытных людей, и провинциальный вечно пьяный строитель (Юра Борисов). У них двоих по дороге через завьюженную снежную пустыню возникнет невидимая связь — не сексуальная, а духовная.

Заслуженный ли приз: более чем. Это, кажется, первая копродукция с Россией, заслужившая такой высокий приз — финн Юхо Куосманен тоже рискнул, когда поехал в незнакомую страну снимать кино на неизвестном ему языке, но не прогадал. Этот режиссер вообще любимчик Канн: со своей первой картиной «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» выиграл в программе «Особый взгляд», поэтому и попал в конкурс. «Купе номер шесть» может поначалу показаться бессодержательным, но затем поневоле проникаешься суровой красотой и поэтичностью этой работы, где показывают неожиданных героев в предельно узнаваемых (особенно если зритель из России) обстоятельствах. Большая победа для российского кино — поучаствовать в таком международном проекте.

Когда смотреть: в российском прокате с 28 октября.

Канны наши: три фильма, которые рассказывают о России на главном мировом кинофестивале

Гран-при жюри — «Герой», режиссер Асгар Фархади

Гран-при жюри — «Герой», режиссер Асгар Фархади

О фильме: степенная драма о социальном восприятии преступлений. Выйдя из долговой тюрьмы на двухдневную прогулку, якобы совестливый протагонист находит на остановке чужую сумку с золотыми монетами. Сначала думает расплатиться с кредитором, но потом решает все же вернуть все владелице. Его поступок получает огласку, но не была ли вся эта история постановочной?

Заслуженный ли приз: всем давно известно, что Фархади — конъюнктурщик, каких еще поискать. На правах иранца, наследника серьезной кинематографической традиции (так называемая иранская новая волна отметилась призами примерно на всех международных фестивалях), он демонстрирует неприлично лобовые драмы, основанные исключительно на колоритных подробностях этой древней ближневосточной страны и ее зачастую анахроничных порядках. Так и здесь — сюжет вырастает из узаконенной в Иране концепции долговых тюрем, из которой и пытается всеми правдами и неправдами выбраться главный герой. Впрочем, если жюри во главе с американцем Спайком Ли прониклось этой картиной настолько, чтобы наградить целым Гран-при — один из важнейших призов в киномире — значит, и американская киноакадемия проникнется Фархади и выдаст ему, к примеру, уже третий по счету «Оскар».

Когда смотреть: куплен в российский прокат, выйдет под оскаровский сезон — в январе–марте 2022 года.

Приз жюри — «Память», режиссер Апичатпонг Вирасетакун

Приз жюри — «Память», режиссер Апичатпонг Вирасетакун

О фильме: прижизненный классик медленного кино вновь снял то кино, которое только он в мире, видимо, и умеет снимать — задумчивое, нетрактуемое, наблюдательное кино о природе человеческой памяти, где почти ничего не происходит, но оторваться невозможно. В главной роли Тильда Суинтон, снималось все в Колумбии и колумбийских джунглях.

Заслуженный ли приз: заслуженный, но вообще Апичатпонг в данном случае явно наработал на награду побольше, а приз жюри — это всего лишь аналог третьего места, которое уникальному режиссеру еще и приходится делить с Надавом Лапидом. Многие критики заранее прочили ему вторую «Золотую пальмовую ветвь» (первую он получил за картину «Дядюшка Бунми, который помнил свои прошлые жизни»), на которую Вирасетакун уже давно наработал. Дважды каннских победителей всего восемь, и уникальный по стилю таец уж точно наработал на то, чтобы попасть в этот пантеон. Но не в этом году.

Когда смотреть: в российском прокате с 21 октября.

Приз жюри — «Колено Ахед», режиссер Надав Лапид

Приз жюри — «Колено Ахед», режиссер Надав Лапид

О фильме: политически заряженный автофикшн, то есть экранизация, возможно, приукрашенного или вовсе выдуманного эпизода из жизни израильского режиссера Надава Лапида. Постановщик едет представлять свой фильм на показе в отдаленный населенный пункт, параллельно размышляет о своей следующей про-палестинской картине, знакомится с чиновницей израильского Минкульта и в меру сил борется с цензурой, которую на него пытается наложить государственная машина.

Заслуженный ли приз: не очень. Лапид вообще необычайно любопытный режиссер, за свой предыдущий фильм, «Синонимы» он выиграл «Золотого медведя» на Берлинале и решил по такому поводу повысить ставки и, видимо, согласился на предложение Канн поучаствовать в их конкурсе. Другой вопрос, что в этот раз ему как-то не подвернулось любопытного эпизода из собственной жизни, и он решил подтянуть под новостную повестку разные байки о службе в армии, воспоминания о показах в далеких местах и подавленные страхи об израильском милитаризме. В итоге получилось кино излишне экстатичное и даже истеричное, которое как будто пережарили. Но жюри, видимо, решило наградить Лапида за актуальность — недавнее накаление ситуации в Израиле все еще на слуху.

Когда смотреть: в России пока не анонсирован ни прокат, ни спецпоказы.

Лучшая режиссура — «Аннетт», режиссер Леос Каракс

Лучшая режиссура — «Аннетт», режиссер Леос Каракс

О фильме: псевдомюзикл, псевдо-рок-опера, на самом деле — душераздирающее посвящение режиссера Леоса Каракса своей таинственно и трагически погибшей жене и музе, русской актрисе Катерине Голубевой, которое он благодаря сценарию и песням, написанным культовой группой Sparks, умудрился упаковать это в сложнейшее интертекстуальное произведение, где Адам Драйвер играет альтер-эго постановщика, стендап-комика, который никого не смешит, а Марион Котийяр — его чудесную жену, оперную певицу.

Заслуженный ли приз: однозначно. Леос Каракс совершил невозможное, когда вообще смог вернуться к режиссуре после того, что случилось в его семье. Он не просто тоскует, он делает свой чудовищный опыт достоянием каждого зрителя — причем все это есть в «Аннетт», одном из самых сложноустроенных фильмов за многие годы. В плане режиссуры, то есть художественной концепции, «Аннетт» — бесспорный шедевр.

Когда смотреть: в российском прокате с 12 августа.

Лучшая женская роль — Ренате Реинсве, «Худший человек на свете»

Лучшая женская роль — Ренате Реинсве, «Худший человек на свете»

О фильме: чувственная драма в жанре мамблкор (это когда в основном говорят — и больше ничего особо не происходит) о поколении тридцатилетних, которое до сих пор не решило, что делать со своей жизнью, но им вроде и так нормально. Худший человек на свете — это девушка, которая импульсивно меняет карьеры и парней, но себя в итоге так и не находит.

Заслуженный ли приз: безусловно. Ренате Реинсве блистала еще в предыдущем фильме затейливого скандинавского режиссера Йоакима Триера «Осло, 31 августа», а здесь и вовсе совершает настоящий артистический подвиг — так откровенно, разнообразно и точно половозрелого инфантила в кино еще, пожалуй, не играли никогда.

Когда смотреть: в российский прокат выйдет в конце 2021 года.

Лучшая мужская роль — Калеб Лэндри Джонс, «Нитрам»

Лучшая мужская роль — Калеб Лэндри Джонс, «Нитрам»

О фильме: жесткая история австралийского психопата, который неожиданно становится наследником большого поместья и полумиллиона долларов. Неприятный герой, не всегда способный контролировать себя и свои действия, по максимуму углубляется в обсессии — пироманию и увлеченность огнестрельным оружием, что, разумеется, ни к чему хорошему не приводит.

Заслуженный ли приз: Калеб Лэндри Джонс — действительно поразительный артист, который и безо всякого грима выглядит как городской сумасшедший (иногда опасный, иногда — не очень), и здесь он использует амплуа на полную. Жаль, что героические старания артиста решил на корню погубить режиссер Джастин Курзель, который зачем-то всю дорогу снимал упоительную драму о новых гранях человеческого безумия, а в конце несколькими энциклопедическими титрами, которые «Нитраму» совершенно не нужны, все сводит с нехитрой морали о вреде свободной продажи оружия.

Когда смотреть: в российский прокат выйдет где-то в конце 2021 года.

Лучший сценарий — «Сядь за руль моей машины», режиссер Рюсукэ Хамагути

Лучший сценарий — «Сядь за руль моей машины», режиссер Рюсукэ Хамагути

О фильме: японская разговорная трехчасовая драма, глубокая и полная литературностей и театральностей. По сюжету персонажи долго ставят спектакль по «Дяде Ване» Чехова. Рюсукэ Хамагути вообще очень производительный режиссер — в этом году показывал в конкурсе Берлинале другой фильм, «Случайность и догадка», и даже получил там гран-при. Надеемся, хотя бы в Венеции обойдется без неуемного японца.

Заслуженный ли приз: жюри поступило самым простым образом — наградило фильм, где больше слов, за сценарий. В целом логично, хотя решение, конечно, немного в лоб, можно было похвалить, к примеру, Франсуа Озона за его вдумчивую работу над комедийной, как ни странно, экранизацией автобиографического романа французской писательницы Эммануэль Бернейм «Все прошло хорошо» о том, как она собственноручно организовала эвтаназию ее отца.

Когда смотреть: в России пока не анонсирован ни прокат, ни спецпоказы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+