Ушел из жизни основатель сурового стиля: знаковые работы Таира Салахова
Персональная выставка Салахова в Третьяковской галере в 2016-м году называлась «Солнце в зените». Таир Теймурович пробыл в зените славы и власти более полувека: он 20 лет работал первым секретарем Союза художников СССР и больше 40 лет, с 1979-го, — на руководящих постах в Академии художеств, с 1997-го года — в роли вице-президента. Помимо этого, он несколько десятилетий преподавал в Суриковском институте, причем бесплатно, так как по советскому законодательству нельзя было получать зарплату более чем в двух местах. Среди его учеников — Александр Виноградов из всемирно известного дуэта Дубосарский и Виноградов. Ну и дочь Таира Теймуровича — Айдан Салахова во всех смыслах его яркая креатура.
По количеству наград, званий и титулов Салахову трудно найти равного, но все мы знаем, как мало официальное признание коррелирует с неформальным авторитетом художника. Салахова же, несмотря на все титулы, уважали, потому что он действительно был талантливым живописцем и в роли начальника — разумным и неподлым человеком.
Он родился в 1928-м году в Азербайджане в семье партийного функционера. Его отца расстреляли в годы большого террора, мать поднимала пятерых детей одна. Из-за клейма «сын врага народа» Салахов не смог поступить в Академию художеств в Ленинграде, поэтому окончил московский институт им. Сурикова. Начав профессиональную жизнь в эпоху оттепели, в своих ранних и лучших работах он сполна реализовал социальный запрос на обновление и справедливость.
С конца 1950-х по конец 1960-х Салахов создает самые свои известные картины: «С вахты» (1957), «Утренний эшелон» (1958), «Ремонтники» (1960), «Портрет композитора Кара Караева» (1960), «У Каспия» (1961), «Женщины Апшерона» (1967), «Айдан» (1967). Он был одним из основоположников сурового стиля. В фокусе этого стиля по-прежнему оставался базовый советский герой — человек труда. Но в отличие от предшественников художники сурового стиля показывали непарадную сторону труда, тяжелые будни. Салахов к тому же расширил сонм портретируемых за счет людей творческих профессий — композиторов, музыкантов.
Главные его достижения 1970-1980 годов лежали за границами живописи, в области арт-менеджмента. В 1975-м, после череды бульдозерных выставок, он сумел донести до Политбюро ЦК КПССС мысль, что молодежь бастует не потому, что против советской власти, а потому, что в стране появилось много профессиональных дипломированных художников (порядка 9000), они не в состоянии трудоустроиться и ходят под статьей о тунеядстве. В результате этих его действий на развитие молодежного искусства были выделены значительные средства, а при СХ СССР появилась молодежная секция.
В 1980-е Салахов пробивал выставки западных модернистов — Гюнтера Юккера, Роберта Раушенберга, Жана Тэнгли, Джорджа Моранди, Гилберта и Джоржда и многих других. Все эти выставки состоялись уже в эпоху перестройки, но готовить их начали еще при жизни Брежнева. Со многими западными коллегами, с Робертом Раушенбергом например, Таир Теймурович потом дружил.
Он считал себя продуктом советского многонационального государства. Послевоенный Советский Союз, при всех его минусах, был хорош тем, что давал возможность талантливым людям из провинции получить столичное образование и реализовать себя на государственном уровне.
Последние десятилетия Салахов оставался одним из столпов Академии художеств, и то, что организация не развалилась из-за внутренних конфликтов, а, наоборот, приросла молодыми силами и развивается, его большая заслуга.