К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ушел из жизни основатель сурового стиля: знаковые работы Таира Салахова

Ушел из жизни основатель сурового стиля: знаковые работы Таира Салахова
21 мая на 92 году жизни скончался Таир Салахов, вице-президент Академии художеств, народный художник СССР. Forbes Life рассказывает, каким запомнится Таир Салахов, и вспоминает знаковые работы художника

Персональная выставка Салахова в Третьяковской галере в 2016-м году называлась «Солнце в зените». Таир Теймурович пробыл в зените славы и власти более полувека: он 20 лет работал первым секретарем Союза художников СССР и больше 40 лет, с 1979-го, — на руководящих постах в Академии художеств, с 1997-го года — в роли вице-президента. Помимо этого, он несколько десятилетий преподавал в Суриковском институте, причем бесплатно, так как по советскому законодательству нельзя было получать зарплату более чем в двух местах. Среди его учеников — Александр Виноградов из всемирно известного дуэта Дубосарский и Виноградов. Ну и дочь Таира Теймуровича — Айдан Салахова во всех смыслах его яркая креатура.

По количеству наград, званий и титулов Салахову трудно найти равного, но все мы знаем, как мало официальное признание коррелирует с неформальным авторитетом художника.  Салахова же, несмотря на все титулы, уважали, потому что он действительно был талантливым живописцем и в роли начальника — разумным и неподлым человеком.

Он родился в 1928-м году в Азербайджане в семье партийного функционера. Его отца расстреляли в годы большого террора, мать поднимала пятерых детей одна. Из-за клейма «сын врага народа» Салахов не смог поступить в Академию художеств в Ленинграде, поэтому окончил московский институт им. Сурикова. Начав профессиональную жизнь в эпоху оттепели, в своих ранних и лучших работах он сполна реализовал социальный запрос на обновление и справедливость.

 
Салахов оставался одним из столпов Академии художеств, и то, что организация не развалилась, а приросла молодыми силами и развивается, его большая заслуга

С конца 1950-х по конец 1960-х Салахов создает самые свои известные картины: «С вахты» (1957), «Утренний эшелон» (1958), «Ремонтники» (1960), «Портрет композитора Кара Караева» (1960), «У Каспия» (1961), «Женщины Апшерона» (1967), «Айдан» (1967). Он был одним из основоположников сурового стиля. В фокусе этого стиля по-прежнему оставался базовый советский герой — человек труда. Но в отличие от предшественников художники сурового стиля показывали непарадную сторону труда, тяжелые будни. Салахов к тому же расширил сонм портретируемых за счет людей творческих профессий — композиторов, музыкантов.

Главные его достижения 1970-1980 годов лежали за границами живописи, в области арт-менеджмента.  В 1975-м, после череды бульдозерных выставок, он сумел донести до Политбюро ЦК КПССС мысль, что молодежь бастует не потому, что против советской власти, а потому, что в стране появилось много профессиональных дипломированных художников (порядка 9000), они не в состоянии трудоустроиться и ходят под статьей о тунеядстве. В результате этих его действий на развитие молодежного искусства были выделены значительные средства, а при СХ СССР появилась молодежная секция.

 

В 1980-е Салахов пробивал выставки западных модернистов — Гюнтера Юккера, Роберта Раушенберга, Жана Тэнгли, Джорджа Моранди, Гилберта и Джоржда и многих других. Все эти выставки состоялись уже в эпоху перестройки, но готовить их начали еще при жизни Брежнева. Со многими западными коллегами, с Робертом Раушенбергом например, Таир Теймурович потом дружил.

Он считал себя продуктом советского многонационального государства. Послевоенный Советский Союз, при всех его минусах, был хорош тем, что давал возможность талантливым людям из провинции получить столичное образование и реализовать себя на государственном уровне.

Последние десятилетия Салахов оставался одним из столпов Академии художеств, и то, что организация не развалилась из-за внутренних конфликтов, а, наоборот, приросла молодыми силами и развивается, его большая заслуга.

 
«С вахты» (1957)

«С вахты» (1957)

«Портрет композитора Кара Караева» (1960)

«Портрет композитора Кара Караева» (1960)

«Женщины Апшерона» (1967)

«Женщины Апшерона» (1967)

«Тебе, человечество!» (1961)

«Тебе, человечество!» (1961)

«Айдан» (1967)

«Айдан» (1967)

«Портрет матери», 1980

«Портрет матери», 1980

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+