К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Рыцарь нашего кино: лучшие роли Василия Ланового

Рыцарь нашего кино: лучшие роли Василия Ланового
28 января скончался народный артист СССР, Герой Труда Российской Федерации, один из самых любимых отечественных актеров Василий Лановой. О лучших ролях «главного романтика советского кино» — в материале Forbes Life

Василий Семенович Лановой всегда был настоящим человеком искусства — увидев в молодости спектакль «Том Сойер», поставленный на сцене студии Дворца культуры автозавода «ЗИС», он влюбился в сцену и скоро стал постоянным участником театральной труппы. Попробовал поучиться на журналиста, но бросил это дело через 25 дней и в 1953 году поступил в Щукинское училище — спустя 30 лет, уже как большая звезда советского театра, Лановой станет там преподавателем сценической речи. В этом он был мастер — его поэтические чтения собирали аншлаги, а за озвучивание многосерийного документального фильма «Великая Отечественная» он получил в 1979 году высшую награду — Ленинскую премию.

Параллельно с театром Лановой более чем успешно реализовал себя в кино. Первую роль он сыграл в фильме «Аттестат зрелости» в возрасте всего двадцати лет, всего через год после поступления в «Щуку». Статность, аристократические черты лица и проникновенный взгляд романтика моментально сделали из него любимца публики — за всю жизнь он сыграет более чем в 80 фильмах и сериалах.

Лановой не переставал сниматься до самого конца жизни — последняя его роль на экранах в короткометражке «Чужой дед» датирована 2017 годом. Ланового обожали режиссеры за его интеллигентность и универсальность — он мог сыграть как статного офицера (форма вообще была ему удивительно к лицу), так и подлого соблазнителя. Его любовь к кино распространялась и за пределы съемочной площадки — он 20 лет возглавлял созданный в начале 1990-х детский кинофестиваль «Алые паруса Артека».

 

Вспоминаем семь лучших ролей Василия Ланового, которые навсегда вписали его в учебники по истории мирового кино.

«Павел Корчагин» (1956)
Кадр из фильма «Павел Корчагин»

«Павел Корчагин» (1956)

Роль, с которой началась всесоюзная любовь зрителей. Для самого Ланового это тоже знаковая картина: в украинском селе Стримба в 1941 году бабушка читала семилетнему Васе «Как закалялась сталь», по которому снят фильм. Фильм Владимира Наумова и Александра Алова был смелым и по форме: прикованный к постели, теряющий зрение и остатки жизни Герой Социалистического Труда Павел Корчагин пишет мемуары, вспоминая о том, как его руками строился коммунизм в первые годы Советского государства. Неравнодушный, полный жизни Павка, в глазах которого горит огонь борьбы, стал «коммунистическим Иисусом Христом», как выразился о книжном Корчагине Андре Жид и как говорил о своем герое сам актер.

«Алые паруса» (1961)
Кадр из фильма «Алые паруса»

«Алые паруса» (1961)

В противовес предыдущей (и многим другим работам Ланового) — не монументальный, а, наоборот, легкий, воздушный, мечтательный образ Артура Грея, ставшего принцем для Ассоль. Помпезность фильма вкупе с романтической поэтикой повести Александра Грина сработала во всех направлениях — сказочный капитан, настоящая мечта любой советской девушки, моментально превратился в архетипического персонажа. После этой роли Василий Семенович просто не мог отказаться от звания главного красавца Советского Союза, которое ему дали зрители. Даже сейчас это слегка наивное кино здорово смотрится именно благодаря актерским работам.

«Война и мир» (1967)
Кадр из фильма «Война и мир»

«Война и мир» (1967)

Колоссальный по размаху эпос Сергея Бондарчука, за который он получил «Оскар», известен не только своими неповторимыми батальными сценами, но и выдающимися толстовскими типажами. Лановой в свое время поразил публику, сыграв роль Анатоля Курагина — подловатого повесы и плейбоя, очаровавшего Наташу Ростову, несмотря на наличие жены в Польше. Он был настолько обольстителен и хорош собой, что советская критика даже возмущалась: не может такой красавец быть таким подонком. В этом и была сила Ланового — его очарование работало, даже когда нужно было сыграть сугубо отрицательного персонажа.

«Анна Каренина» (1967)
Кадр из фильма «Анна Каренина»

«Анна Каренина» (1967)

Сразу две знаковые роли по книгам Толстого в один год — «Анна Каренина» даже планировалась к показу в Каннах, но фестиваль был закрыт досрочно из-за студенческих волнений в 1968 году. Вронский Ланового очень похож по характеру на Курагина, хотя в нем еще больше коварства, скрывающегося за совершенно ангельской внешностью. Интересный факт, что Татьяна Самойлова, сыгравшая Каренину, была в прошлом женой Ланового — возможно, поэтому их дуэт на экране выглядел так органично, страстно и трагично одновременно. Можно сказать, что именно этот образ Вронского — самый каноничный в истории кино.

«Офицеры» (1971)
Кадр из фильма «Офицеры»

«Офицеры» (1971)

Лановой был также и мастером ролей второго плана, порой затмевая основных героев — достаточно вспомнить его крохотную роль «короля пляжа» в «Полосатом рейсе» (любимую, кстати, для него самого). В «Офицерах» он не в первый раз примерял форму, но до этого им в основном восхищались как красавцем-военным, образцом настоящего советского солдата. Роль Ивана Вараввы, своего рода тени главного героя, офицера Трофимова, стала идеалом настоящей мужской дружбы в советском кино. Каждое появление Вараввы на экране, даже самое незначительное, было событием, меняющим жизнь окружавших его персонажей. Можно сказать, что в Варавве было что-то религиозное, как в ангеле-хранителе.

«Семнадцать мгновений весны» (1973)
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

«Семнадцать мгновений весны» (1973)

Многосерийный фильм Татьяны Лиозновой — в целом находка по части актеров, и персонажи немцев в нем получились на удивление человечными (а потому интересными). Особенно среди них выделяется обергруппенфюрер Карл Вольф, переговорщик Гиммлера — сам Василий Семенович характеризовал своего персонажа так: «не враг, а противник». Обаяние Ланового вновь сработало и украсило даже такого сугубо отрицательного персонажа, хотя известно, что самому Вольфу при жизни его образ в фильме не понравился («слишком худой!»). Но для зрителя «человеческая» трактовка героя сыграла на пользу, а Лановой добавил к своему амплуа еще несколько новых оттенков.

«Приступить к ликвидации» (1983)
Кадр из фильма «Приступить к ликвидации»

«Приступить к ликвидации» (1983)

Не самая заметная на первый взгляд, но совершенно выдающаяся роль Ланового в двухсерийном детективе по роману Эдуарда Хруцкого. Эта работа интересна хотя бы тем, что она почти немая. Настоящий мастер слога, в этом фильме Василий Семенович, играющий полковника Чистякова, бывшего бандита и дезертира, решившего помогать Московскому уголовному розыску, предпочел чаще молчать, чем говорить. В его герое была мистика почти хичкоковского толка: для этого в общем-то довольно простого фильма он был настоящей тайной, которую хотелось разгадать. Можно сказать, что герой Ланового — образец того, как, почти ничего не говоря и не делая, можно перетянуть на себя все внимание зрителя.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+