К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Летающий город» и венки для Ленина: что смотреть на выставке ВХУТЕМАС в Музее Москвы

«Летающий город» и венки для Ленина: что смотреть на выставке ВХУТЕМАС в Музее Москвы
Живопись Маяковского, записки Хлебникова, «Летающий город» будущего и сотня венков на могилу Ленина — в Москве снова открылась выставка к столетию легендарной школы авангарда ВХУТЕМАС

Выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы сильно не повезло с датой открытия — проработав для посетителей всего лишь три дня, проект закрылся на время музейного локдауна. Теперь, когда музеи открылись, ее может посмотреть каждый — она продлится до 11 апреля.

Пришедшие на смену упраздненной Академии художеств, Высшие художественно-технические мастерские открылись в Москве в 1920 году. Обязательный для студентов всех направлений вводный курс разрабатывал сам Александр Родченко, уже тогда бывший прославленным художником-конструктивистом. Здесь же свою теорию анализа формы и цвета продвигал Василий Кандинский, который в 1921 году сменил мастерские на Баухаус. Константин Мельников, Варвара Степанова, Татлин, Попова — сложно представить более звездный преподавательский состав, который и станет залогом успеха изменений всей системы художественного и архитектурного образования в стране.

За короткий срок ВХУТЕМАС получил статус главной лаборатории модернизма в России. Специально для Forbes Life куратор проекта Александра Селиванова выбрала 10 предметов с выставки с интересной историей.

Живопись Маяковского
Владимир Маяковский. Сидящая натурщица. 1909. Фотограф Андрей Сазонкин

Живопись Маяковского

Один из главных героев ВХУТЕМАСа — Владимир Маяковский. Он не учился и не преподавал в школе, но делал рекламу вместе с преподававшим там Александром Родченко и дружил с некоторыми студентами. Последние, в свою очередь, оформляли книги поэта и любили по ночам ходить по Мясницкой, где располагалось одно из зданий ВХУТЕМАСа, громко декламируя его стихи.

Именно живопись Маяковского открывает выставку. Будущий радикальный поэт начинал как художник, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и создавал традиционные станковые работы. Одна из них, с полуобнаженной натурщицей и рыцарскими доспехами на заднем плане, станет условной границей между старым художественным образованием и новым, основы которого сформировались во ВХУТЕМАСе.

Венок для Ленина
Ленину. 21 января 1924: [Альбом венков] М.: Типография фабрики «Гознак», 1925. Фотограф Андрей Сазонкин

Венок для Ленина

В 1924 году в Москве вышел альбом, в который были включены все до единого венки с церемонии прощания с Лениным в Доме Союзов. Венки от студентов ВХУТЕМАСа здесь тоже есть. Свой объект из досок, палок и кругов сделали художники Сергей Лучишкин и Соломон Никритин. Они тащили его по морозу, отстояли с ним в долгой очереди, а затем внесли и оставили в зале, полном роскошных венков. Лучишкин вспоминал, что каждый тогда приносил самое дорогое: крестьянин сделал венок из колосков, а они — концептуальное произведение, которое полностью соответствовало эстетическим взглядам художников.

Прострометр
Николай Ладовский. Прострометр. Из серии инструментов психотехнической лаборатории дисциплины «Пространство». 1928. Реконструкция выполнена Антоном Кетовым для выставки «Эксперимент Ладовского». 2017. Фотограф Алексей Народицкий

Прострометр

Огромная часть материального наследия ВХУТЕМАСа оказалась утеряна за годы забвения и критики школы. Для выставки воссоздали много проектов, в частности инструменты психотехнической лаборатории Николая Ладовского.

Профессор архитектурного факультета создал систему тренировок и испытаний, связанных с глазомером. Придумал он и инструменты, на которых студенты могли испытывать свое восприятие линейных величин, углов, объема, площадей и пространства. Безусловно, какие-то из них были прототипами немецких и американских разработок, но один из инструментов Ладовский придумал сам — это прострометр, очень важный предмет для будущего архитектора. С его помощью можно тренировать зрение, чтобы правильно оценивать удаленность и приближенность объектов, а также их реальную высоту. При помощи этого прибора студенты учились адекватно воспринимать пространство.

«Летающий город»
Георгий Крутиков. Летающий город. 1928

«Летающий город»

Самый скандальный дипломный проект ВХУТЕМАСа — «Летающий город» студента-архитектора Георгия Крутикова. Диплом представлен целиком, включая подготовительные аналитические таблицы — раскладные листы с коллажными вклейками, посвященные развитию воздухоплавания, аэродинамики и космоса.

Несмотря на радикальность идеи, на защите диплома Крутиков сумел обосновать реалистичность своего проекта: художник был уверен, что в очень скором времени человечеству будет доступна такая энергия, которая позволит строить объекты в космосе. На Земле останутся только производства и природные заповедники, а люди будут жить в парящих в воздухе домах-коммунах.

«Крестьянин и смерть»
Александр Дейнека. Крестьянин и смерть. Басня Крылова. 1922

«Крестьянин и смерть»

Полиграфический факультет школы был напрямую связан с производством и печатью: работал с издательствами и выпускал собственные книги. В том числе серию книг маленького формата, каждую из которых студенты ВХУТЕМАСа создали по басням Крылова. Радикальный дизайн к произведению «Крестьянин и смерть» создал Александр Дейнека. В 1922 году художник все еще испытывал влияние немецкого экспрессионизма, так что оптимизма и пафоса 1930-х здесь не встретить.

«Хождение вхутемаски по мукам»
Ольга и Галина Чичаговы. Эскизы к спектаклю «Хождение по мукам вхутемаски» в экспозиции. Литография. 1921. Фотограф Алексей Народицкий

«Хождение вхутемаски по мукам»

Вхутемасовцы постоянно были вовлечены во внеучебные процессы: занимались спортом, придумывали розыгрыши и ставили спектакли. Один из таких — пантомима сестер Ольги и Галины Чичаговых «Хождение вхутемаски по мукам», которая включает текст, серию графических листов и эскизы костюмов. Любопытно, что свое сатирическое произведение они посвятили страданиям, связанным с вводным курсом ВХУТЕМАСа — Основным отделением и его дисциплиной «Цвет».

В первые годы существования школы студенты были вынуждены учиться у восьми разных преподавателей очень специфическим предметам, связанным с восприятием, демонстрацией, динамикой и физикой цвета. Далеко не все могли осилить их целиком. Чичаговы показали этот непростой путь и придумали для каждой дисциплины свой костюм.

Музей живописной культуры
Музей живописной культуры. Реконструкция экспозиции МЖК во ВХУТЕМАСе выполнена профессором Московского архитектурного института Виталием Барышниковым. Визуализация

Музей живописной культуры

Музей живописной культуры в Москве — первый в истории государственный музей современного искусства. В здание ВХУТЕМАСа на Рождественке он переехал в 1924 году. С самого момента основания музея многие преподаватели и студенты активно участвовали в его работе. Например, Петр Вильямс несколько лет был заведующим, а художник Соломон Никритин создал в музее Аналитический кабинет, в котором вел исследовательскую экспериментальную работу.

В МЖК показывали дипломные работы и устраивали выставки студентов. Музей перестал существовать практически сразу после переезда с Рождественки в Политехнический музей в 1928 году.

«Симфония завода»
Меер Айзенштадт. Симфония завода (Литейщики). Дипломный проект. 1929-1930

«Симфония завода»

Один из самых удивительных выпускников скульптурного факультета ВХУТЕМАСа — Меер Айзенштадт. В своих произведениях он сумел соединить тоску по неоклассике, готике и Ренессансу с элементами супрематизма. Его критиковали за странные кубики и архитектоны, которые он дополнял античными фигурами своих современников.

На выставке представлена гипсовая модель и графические листы его дипломной работы «Симфония завода». Для ее реализации Айзенштадт ходил в литейный цех завода, чтобы делать зарисовки сталеваров и других рабочих. По одной из версий скульптурная композиция должна была стать порталом-входом на заводской проходной.

«Записная книжка Велимира Хлебникова»
Велимир Хлебников. «Записная книжка Велимира Хлебникова». 1925. Собрал и снабдил примечаниями А. Крученых ; обл. В. Кулагиной-Клуцис

«Записная книжка Велимира Хлебникова»

Реформатор поэтического языка Велимир Хлебников был важным человеком для коммуны ВХУТЕМАСа. Последние годы своей жизни писатель провел в одной из студенческих комнат. Это странное соседство впоследствии вспоминали многие студенты. Например, художник Александр Лабас, который однажды пригласил Хлебникова посмотреть на его работы. После смерти поэта в 1925 году график и плакатист Валентина Кулагина-Клуцис оформила обложку «Записной книжки Велимира Хлебникова».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+