К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зачем 65 лет назад из Москвы в Дрезден отправили «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и другие сокровища саксонских курфюрстов

Зачем 65 лет назад из Москвы в Дрезден отправили «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и другие сокровища саксонских курфюрстов
Forbes Life вспоминает историю обнаружения сокровищ Дрезденской галереи в мае 1945 года, реставрацию в Москве, выставку весной 1955 года в Пушкинском музее, которую посетили больше 1,2 млн человек. Как это было — показывают архивные фотографии ГМИИ им. Пушкина

2 мая 1955 года в Пушкинском музее открылась выставка сокровищ Дрезденской галереи, вывезенных после войны из Германии и отреставрированных в музее. «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, Рубенс, Вермеер, Тициан, ван Эйк, Дюрер, Рембрандт, — всего 350 картин. С мая до августа выставку посмотрело 1 млн 200 000 зрителей. (Для понимания масштаба: ретроспективу Валентина Серова, на которую выламывали двери, в Третьяковской галерее на Крымском Валу в 2016 году за четыре месяца посетили 400 000 человек). В 1955 году во время выставки Пушкинский работал с 7.30 утра до 11 вечера без выходных.

«Мы стали срочно готовить выставку, когда стало известно, что работы возвращаются в Дрезден. Конечно, все были возмущены. И я была против, — рассказывает Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. Пушкина — Но, оказавшись спустя несколько лет в Дрездене, я смогла посмотреть на эту ситуацию по-другому. Я поняла, что Дрезденская галерея — это и есть Дрезден. Дрезден без галереи все равно что Париж без Лувра. Так что решение вернуть коллекцию — удивительный по смелости, по широте мышления, великодушию поступок. Хотя люди, принимавшие это решение, не были ни великодушными, ни широкомыслящими, они руководствовались своими прагматичными соображениями. Но меня неприятно удивило, как плохо, примитивно повели себя коллеги из Дрезденской галереи. В 1956 году, когда музей открылся для публики, при входе разместили маленькую, сантиметров 30, металлическую табличку с упоминанием, что коллекцию вернул СССР. А через несколько лет табличку сняли. Я считаю, это подлый, недостойный поступок.

В Москве выставка Дрезденской галереи воспринималась как откровение.  Жажда великого искусства была огромна. Ведь в войну все музеи были закрыты. Выставка занимала два этажа. Те, кто приходил с утра, — люди стояли днем и ночью, спали прямо в очереди, на каких-то ящиках, знакомились, влюблялись за это время — проводили в музее весь день. Только потом мы догадались, что нужно ограничивать посетителей по времени, и организовали трехчасовые сеансы. Приходили те, кто знал искусство, соскучился по нему. Но было очень много молодежи, кто никогда не видел и не знал ничего подобного. Для многих из них это было судьбоносное открытие. Я знаю многих из тех, кто тогда впервые пришел в музей совсем молодыми людьми, очередь в Пушкинский весной 1955 года — самая веселая очередь в музей в мире, —  увиденная своими глазами «Сикстинская мадонна» произвела впечатление такой силы, что во многом определила их жизни».

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль

Весной 1945 года поисковая группа во главе с художником, лейтенантом Леонидом Рабиновичем, в течение семи дней разыскивала спрятанные в Дрездене и его окрестностях сокровища из собрания саксонских курфюрстов. О том, как это было, Леонид Рабинович-Волынский написал в книге «Семь дней». В заброшенной каменной штольне отряд обнаружил «Сикстинскую мадонну» Рафаэля:

«Около двухсот картин мы насчитали лежащими вдоль каменных стен штольни. Здесь были и обстоятельный Герард Доу, и цветистый Каспар Нетчер, и Аверкамп, и Ян Брейгель «Бархатный», и любимейший ученик Рембрандта Фердинанд Боль. Здесь мы увидели и «Еврейское кладбище» проникновенного поэта-живописца Якоба ван Рейсдаля — картину, которой восхищался Гете...

Но что же находится в ящике, если такие бесценные сокровища брошены в пыль навалом?

В первые минуты, ошеломленные увиденным, мы позабыли о нем.

Он стоит, прислоненный к стенке вагона, плоский, некрашеный, аккуратно обшитый толстой, десятимиллиметровой фанерой. Какие-то странные висячие замки на скобах, прижимающих крышку.

— С секретом замочки, — покачивает головой Захаров, приподняв фонарь.

Что же все-таки в этом ящике? Пробуем отслонить от стенки — довольно легкий...

Промеряю шагами длинное ребро — около трех метров... И вдруг ослепляющая вспышкой догадка: неужели?»

«Динарий Кесаря» Тициана до реставрации

«Динарий Кесаря» Тициана до реставрации

В 45 км от Дрездена в затопленной известняковой каменоломне Покау-Ленгефельд были спрятаны 350 работ Боттичелли, Дюрера, Кранаха, Гольбейна, Тициана, Корреджо, Рубенса, Ван-Дейка. Шахта была заминирована.

«Начинаем с большой дыры. Вблизи она выглядит огромной, метров до десяти по вертикали. Слабый свет фонарей скользит по морщинистым влажным стенам, теряется в вышине. Оттуда, сверху, время от времени шлепаются холодные крупные капли. Чем дальше, тем больше воды; скоро она уже хлюпает под ногами. Кажется, будто штольня не имеет конца.

Но вот уже становится видным снижающийся, сморщенный грязно-белый свод. Свет фонаря упирается в стену. Слышно, как срываются и падают звонкие капли, одна за другой, будто кто-то невидимый отсчитывает секунды. Возвращаемся ни с чем.

То же повторяется во второй и третьей штольне. И лишь в четвертой, крайней справа, Олег Кузнецов, ушедший вперед, зовет нас, размахивая в темноте фонарем.

Бежим, разбрызгивая сапогами воду, и, ошеломленные, останавливаемся. Наталья Ивановна Соколова в ужасе прикрывает ладонью глаза: впереди, вдоль мокрых каменных стен, стоят и лежат картины...

Придя в себя, обнаруживаем поблизости кучу доннеритовых патронов в раскрытой цинковой коробке.

Повсюду следы поспешного бегства. Валяется молоток, два зазубренных шлямбура, бухта шнура среди свежих известняковых осколков... Впрочем, здесь уже излишня взрывчатка: довольно и воды. Стекая по незаметному уклону, она собирается в конце штольни, как раз в том месте, где свалены картины», — вспоминает Леонид Волынский в записках «Семь дней».

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин, 1955

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин, 1955

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин, 1955

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин, 1955

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин

Возвращение шедевров Дрезденской галереи. Берлин

Разгрузка картин из Дрезденской галереи. Москва, 1945

Разгрузка картин из Дрезденской галереи. Москва, 1945

Реставрация картины Тициана «Динарий Кесаря»

Реставрация картины Тициана «Динарий Кесаря»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+