И себе, и людям: как и сколько зарабатывают российские онлайн-сервисы психотерапии
Всемирная организация здравоохранения недавно назвала переутомление результатом хронического стресса, полученного на работе. Смартфоны, ноутбуки и прочие гаджеты — не только основной источник такого выгорания, но и средство спасения. Поэтому телетерапия сейчас — на подъеме. По данным Американской психологической ассоциации, за последние несколько лет только в США было запущено более десятка сайтов и приложений для онлайн-консультаций с психологами. У одной из компаний-ветеранов онлайн-терапии TalkSpace сейчас более миллиона зарегистрированных пользователей. Также среди самых популярных западных проектов — 7 Cups of Tea, American Well, Breakthrough и Lantern.
Пакеты услуг варьируются. Где-то можно оформить еженедельную подписку, в других — платить за разовые сессии. Одни компании выступают как классический маркетплейс и предоставляют платформу всем специалистам, другие сами занимаются отбором психологов. Кроме того, если некоторые проекты концентрируются исключительно на терапии, другие также предоставляют консультации с коучами и поиск менторов.
Исследования показывают, что телетерапия является не просто приемлемой альтернативой традиционным очным консультациям, но может быть столь же эффективной. Поколения Y и Z в привыкли общаться с мобильными устройствами и чувствуют себя с ними комфортно. Им, кажется, легче открыться таким образом, особенно когда они делятся личной информацией.
В России рынок маркетплейсов для психологов тоже постепенно формируется, хоть и не так быстро. Сказывается, в том числе, недоверие россиян к психологам в целом. К сожалению, у нас до сих пор сильны опасные стереотипы о том, что здоровым людям не нужна помощь психотерапевтов. Но ситуация меняется: сегодня уже почти четверть населения России (23%) допускают возможность обращения к психологу.
Forbes Life поговорил с основателями российских онлайн-сервисов психотерапии о том, как они начали строить свой бизнес, насколько популярны их услуги и кто обращается к ним за помощью. Примечательно, что почти все основатели когда-то искали психолога или психотерапевта для себя, перепробовали многих и разочаровались — но в то же время увидели возможность для бизнеса.