К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Секс, ложь и фото. Что делал фотограф Ги Бурден с людьми и предметами

Секс, ложь и фото. Что делал фотограф Ги Бурден с людьми и предметами
28 февраля в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка, посвященная творчеству Ги Бурдена, одного из самых влиятельных фотографов моды и рекламы второй половины ХХ века. Предмет в кадре был для него поводом для разговора о жизни, смерти, сексе и насилии

За годы, прошедшие со смерти Бурдена в 1991 году, сформировался набор клише о его судьбе и творчестве, которые принято повторять на разные лады. Forbes Life поговорил с сыном фотографа и выяснил, что из этого правда, а что вымысел. Работая с топовыми модными брендами, такими как Chanel, Chloe, Issey Miyake и другими, Бурден умудрялся сохранять полную творческую независимость. Скрупулезно выстраивая каждый кадр, он мог быть беспощаден к моделям и персоналу. С головой погружаясь в творчество, он не думал о деньгах, выставках, публикациях и наградах, а перед смертью завещал уничтожить все свои работы. Так ли это на самом деле?

Французский Vogue, 1972
Ги Бурден. Vogue. Париж, март 1972. The Guy Bourdin Estate 2020·Louise Alexander Gallery

Французский Vogue, 1972

Начнем с того, что фотографа никогда не интересовали деньги. Вот что говорит об этом его сын Самуэль Бурден: «Деньги действительно приоритетом никогда не были. Я думаю, нищее детство сыграло свою роль. Бедность стала для него своего рода зоной комфорта». На рынке наследие Ги Бурдена сегодня представляет галерея Louise Alexander. По словам директора галереи Фредерика Арналя, на первичном рынке за последние 10 лет средняя цена за один снимок Бурдена выросла с €12 500–17 000 до €17 000–30 000. Стоимость наиболее редких работ может достигать €100 000. Аукционный рекорд принадлежит снимку для французского Vogue за 1972 год. Пару лет назад он был продан на Christie’s за сумму чуть меньше €60 000.

Жизнь в черно-белых тонах
Ги Бурден. Рекламная кампания для бренда Шарль Журдан, 1979. The Guy Bourdin Estate 2020·Louise Alexander Gallery

Жизнь в черно-белых тонах

Комментируя провокационные образы на снимках Бурдена, принято говорить о сильном влиянии, которое оказали на него сюрреалисты, особенно Рене Магритт и Ман Рэй. Протеже и учеником Ман Рэя Бурден стал в начале 1950-х годов. Но, как оказывается, круг влияния не ограничивается громкими именами из мира высокого искусства. Самуэль Бурден: «Отец очень любил американскую поп-культуру, часто слушал Джеймса Брауна и классическую музыку. Я помню, как мы вместе с ним каждое воскресенье смотрели по телевизору передачу «Ночной кинотеатр» — это была подборка классических черно-белых фильмов. Кстати, отец отказывался покупать цветной телевизор. Так что фильмы с Эдди Мерфи, например, мы тоже смотрели на черно-белом экране».

Каждый кадр — жест
Ги Бурден. Рекламная кампания для бренда Шарль Журдан, весна 1978. The Guy Bourdin Estate 2020·Louise Alexander Gallery

Каждый кадр — жест

Сильное влияние на становление Бурдена оказало увлечение живописью. По словам Самуэля Бурдена, его отец в первую очередь был художником, а не фотографом: «Отец увлекся рисованием в подростковом возрасте. Детство у него было очень бедное, но все же можно было найти листок чистой бумаги и чернила. Мне кажется, этот опыт является ключевым в его формировании как фотографа. Когда ты рисуешь, каждое движение кисти или карандаша — это тщательно продуманный жест. Необходимо все спланировать заранее, улучшить, довести до совершенства».

Красота по доверию
Ги Бурден. Рекламная кампания для бренда Шарль Журдан, 1978. The Guy Bourdin Estate 2020·Louise Alexander Gallery

Красота по доверию

Для французского Vogue Бурден снимал порядка 30 лет, для модного дома Charles Jourdan — чуть меньше 15 лет. Рекламируемый на снимках Бурдена объект (например, туфли Charles Jourdan) часто становится лишь частью общей композиции, с первого взгляда его можно и не заметить. Сами фотографии, активно использующие темы секса, смерти и насилия, могут как зачаровывать, так и отталкивать. При этом Бурдену удавалось избегать диктата редакторов. Самуэль Бурден: «Главный секрет заключался в доверии. В Vogue он сотрудничал с главным редактором — Франсин Кресан. После ее ухода из журнала он продолжил работать с ней. В Charles Jourdan его главным контактом был владелец Ролан Журдан, благодаря чему у отца была полная свобода действий. Задача была в том, чтобы создавать запоминающиеся образы, привлекающие внимание, и он с этой задачей прекрасно справлялся. Когда Журдан потерял компанию, отец бесплатно снимал для него каталоги».

Уничтожал ли Ги свои архивы?
Ги Бурден. Vogue. Париж, май 1970. The Guy Bourdin Estate 2020·Louise Alexander Gallery

Уничтожал ли Ги свои архивы?

Легенду о том, что перед смертью Бурден завещал уничтожить все свои работы, его сын полностью отметает: «Это чистой воды миф. Не знаю, откуда он взялся. Людям нравится драма. На самом деле он все сохранял. При переезде он упаковывал и брал с собой буквально все, что видел, даже если это была коробка с колпачками от ручек или прошлогодний чек за такси. Достаточно просто взглянуть на его архив: рисунки, наброски, вырезки из газет, книги и журналы, неопубликованные работы — более 40 000 единиц хранения. Про то, что его не интересовали награды, это тоже неправда. Просто ему были важны не все из них, а только те, которые вручались его коллегами, например нью-йоркская ICP Infinity».

Перфекционист или женоненавистник?
Ги Бурден. Vogue. Париж, март 1973. The Guy Bourdin Estate 2020·Louise Alexander Gallery

Перфекционист или женоненавистник?

Еще один частый мотив, связанный с судьбой Бурдена, — его непростые отношения с женщинами. Ходили легенды о моделях, которых он часами заставлял лежать в ванной с холодной водой, чтобы подобрать наиболее выигрышный ракурс. Самуэль Бурден: «Подготовительные работы могли длиться часами. Все декорации тщательно выстраивались. Модели должны были быть готовы с ног до головы, даже если в кадре от них должна была остаться только нога или рука. Когда ему говорили, что он слишком требовательный, он принимал это как комплимент. Его все любили. В его студии царила потрясающая энергетика. Мне она напоминала огромную детскую площадку, где мечты становились реальностью. После съемок отец часто приглашал всю команду в расположенное за углом заведение на блины с шампанским».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+