«Последнее творение да Винчи» и шесть женщин: самые дорогие картины десятилетия
Переполненный зал Christie’s взорвался аплодисментами, когда молоток аукциониста возвестил о закрытии сделки десятилетия. Вечером 15 ноября 2017 года малоизвестный принц из Саудовской Аравии, который участвовал в торгах по телефону, согласился заплатить $450,3 млн за «Спасителя мира», величественный портрет с ликом Иисуса Христа, написанный около 500 лет назад. Christie’s позиционировал полотно как «последнее творение да Винчи».
И пусть многие историки искусства приписывают работу не самому мастеру, а его ученикам, ажиотажа вокруг «Спасителя мира» эти сомнения не убавили. С момента продажи картина на некоторое время пропала с радаров, а в сентябре 2018-го Лувр Абу-Даби неожиданно отменил запланированную экспозицию портрета. Если верить информации портала artnet News, сам наследный принц Мохаммед бин Салман забрал полотно посреди ночи на личном самолете и перевез его на суперъяхту Serene стоимостью $500 млн. Теперь «Спаситель мира», возможно, путешествует по миру на борту роскошной лодки.
Является ли картина да Винчи самым дорогим произведением искусства? Доподлинно неизвестно. Несмотря на то что аукционные дома проводят торги публично, большинство транзакций проходит в частном порядке. Тем не менее узнать о крупнейших сделках, как правило, возможно.
После детального изучения новостей и юридических документов редакция Forbes составила рейтинг самых дорогих полотен за каждый год в течение последнего десятилетия.
На втором месте по стоимости после «Спасителя мира» оказался «Обмен» кисти Виллема де Кунинга — абстрактная картина в жанре экспрессионизма, сочетающая кремовые, оранжевые и желтые тона с цветом морской волны. В сентябре 2015-го полотно было продано на аукционе за $300 млн. По данным источников газеты The Wall Street Journal, покупателем выступил чикагский миллиардер Кен Гриффин, сколотивший состояние на хедж-фондах. Он якобы заплатил фонду медиамагната Дэвида Геффена $500 млн за две работы: второй была картина «Номер 17А» Джексона Поллока, написанная в 1948 году. Гриффин отдал обе картины в аренду Чикагскому институту искусств, где состоит в попечительском совете.
Третьей крупнейшей сделкой десятилетия стала продажа с аукциона «Игроков в карты» Поля Сезанна. Согласно информации Vanity Fair, в 2011 году правительство Катара заплатило семье покойного Джорджа Эмбирикоса, греческого корабельного магната и коллекционера полотен, $250 млн. В 1890-х Сезанн написал цикл из четырех работ, на которых прованские деревенские работяги отдыхают за игрой в карты. Остальные три полотна выставляются в музеях: одно, к примеру, можно увидеть в нью-йоркском Метрополитен-музее.