Дом «Яйцо», Петр Первый и Сити: что построил Юрий Лужков в Москве

Лужковская Москва была удивительным городом, в котором мы словно возвращались в конец XIX века, но на новом технологическом уровне. Бывшего мэра упрекают в том, что он застроил все, что можно, что он разрушил старую Москву и безжалостно сносил исторические здания, относясь к городу как к чистому полю.
В смысле развития города Юрий Лужков стал естественным воплощением истории и духа времени. Крепкий хозяйственник, чьи размышления о свободе и несвободе в городе вытекали из его картины мира, он, например, не раз говорил, что если поставить слишком много лавочек на бульваре, то на них обязательно будут выпивать.
При этом Юрий Лужков развивал Москву именно как российскую столицу, ориентируясь на внутренний туризм и развивая исторический стиль в его понимании. Нынешний мэр, Сергей Собянин, уже работает иначе — для него Москва прежде всего глобальный город.
1. Храм Христа Спасителя
Дата: открыт 31 декабря 1999 года
Храм Христа Спасителя — это символ времени Лужкова. Его строительство в городе восприняли достаточно болезненно: одна власть его разрушила, другая — снова построила, но почему-то с подземной парковкой и залами, которые сдают в аренду. На государственном уровне реконструкция храма Христа Спасителя стала попыткой дорогостоящего воссоздания истории, и в этом вкусы Лужкова были артикулированы очень четко. Реставрация по-лужковски предполагала полный снос здания и его строительство из новых материалов — на это был способен только он.
2. Поклонная гора
Дата: мемориальный комплекс открыт 9 мая 1995 года
Поклонная гора — еще один символ российской государственности. Общественные пространства во многих городах России до сих пор решаются по ее образу и подобию. Если город достаточно богат, то его власти могут себе позволить сделать подарок жителям — в форме мемориальных объектов, которые вовсе не предназначены для того, чтобы вокруг них систематически проводили время, гуляли с детьми и устраивали пикники.
3. Царицыно
Дата: реконструированный дворцовый комплекс открыт в 2007 году
Царицыно воссоздали практически с нуля — и результатом стал «русский Диснейленд». Лужкову, как и власти до него, было важно восстановить связь с дореволюционной историей. Фактом строительства Царицыно мэр показывал, что историю можно откорректировать, отстроить по-новому, что власть гордится ею, что мы — та самая императорская Россия, которая когда-то существовала.
4. Москва-сити
Дата: строительство продолжается с 1995 года
Сити — это первая и самая масштабная попытка превратить историческую Москву в мегаполис. Туда было так неудобно добираться на машине, что Лужков заставил влиятельных людей стать европейцами и пересесть на общественный транспорт — еще до того, как это стало мейнстримом. Москва-Сити в целом поменял стиль жизни людей, которые в нем работают, но архитектурное сообщество его недолюбливает — и за отсутствие транспортной доступности, и за губительную для развития города плотность, и за ряд других градостроительных ошибок.
5. Реконструкция Большого театра
Дата: 2011 год
В 2005 году на реконструкцию закрылась Историческая сцена Большого театра. Большой театр — объект федерального подчинения, поэтому мэр Москвы Юрий Лужков, хотя и входил в совет попечителей Большого, в реконструкции демонстративно не участвовал. Но осенью 2009 году средства, выделенные на реконструкцию театра, исчезли, стены исторического здания висели над котлованом на домкратах — малейшая течь могла обрушить театр в яму. Президент Дмитрий Медведев позвонил Юрию Лужкову и попросил взять стройку под свой контроль. Что мэр и сделал — на площадку вышло 2500 рабочих, которые трудились в три смены. Однако на церемонию открытия Большого театра осенью 2011 года Юрия Михайловича не пригласили.
6. Памятник Петру Первому
Дата: воздвигнут в 1997 году
Самый знаковый пример массовой эпидемии памятников, которая охватила город при Лужкове. Мэр города отобрал власть у экспертного сообщества и творил небывалые вещи — трудно представить, что соизмеримого масштаба памятник вдруг просто возьмет и появится сегодня на своем месте без протестов и обсуждений. Петр I работы Зураба Церетели — символ нового порядка, он воплощает в себе созидательное начало. В этой идее не было никаких идеологических составляющих, ставить памятники было просто, удобно и быстро, и условный «памятник бродячей собаке» играл роль облагораживания публичных пространств наравне с лавочками и новой плиткой.
7. Торговый центр «Охотный ряд»
Дата: открыт в 1997 году
Главную проблему торгового центра, который в итоге стал примером для многих торговых центров в России и СНГ, критики видят в том, как надземная часть «Охотного ряда» нарушила ансамбль Манежной площади и восприятие окружающего пространства. Негативные прогнозы о том, что уничтожение строителями исторических гидравлических сооружений приведет к затоплению и торгового центра, и метро, и подвальных помещений окрестных домов и проседанию почвы, пока не сбылись.
8. Реконструкция Манежа
Даты: 2004-2005 годы
При Лужкове дважды реконструируется выставочный зал Манеж. Пожар Манежа 2004 года Григорий Ревзин назвал «реставрацией методом кремации, проверенным выходом из сложных ситуаций в области капитального строительства с обременением историческим наследием».
9. Жилой дом «Патриарх»
Дата: строительство закончено в 2002 году
Жилой дом «Патриарх» — архитектурный памятник эпохи. Это пример любимого стиля Лужкова, постмодернизма, в котором разные архитектурные элементы и эпохи смешиваются друг с другом в одном объект, создавая сложную игру с прошлым. Прием не получил широкого распространения ни в России, ни в мире, но здание «Патриарх» — наиболее его гармоничное воплощение. В этом странном здании с башней, общим своим обликом похожем на торт, наиболее полно воплощена и эпоха, и мода, к которой мы сегодня относимся слегка настороженно, а некоторые и с отвращением.
10. Дом «Яйцо» на улице Машкова
Дата: строительство закончено в 2002 году
Дом «Яйцо» стал переосмыслением работы с центром города. В центре Москвы была и сложившаяся высотность, и застройка, которую архитекторы, как считается, должны уважать. И вдруг появляется такой странный объект невозможной формы с карнизами и неожиданными декоративными элементами. Термин «лужковская архитектура» имеет право на жизнь — это воплощение вкуса бывшего мэра, он выбирал или не выбирал архитекторов, руководствуясь своим представлением о прекрасном. Теперь этот стиль уже остался в истории, хотя экспертное сообщество его по-прежнему ненавидит — в том числе и потому, что его не допускали до принятия решений. И из-за того, что в очередной раз Москва пошла по собственному пути, в то время как в большой истории архитектуры Заха Хадид уже строила свои параметрические здания и использовала компьютерные технологии, Лужков признавал только постмодернизм.
11. Коломенское — дворец Алексея Михайловича
Дата: 2010 год
Еще одна фантазия на тему «России, которую мы потеряли». Юрия Лужкова почему-то все называли рачительным хозяином, но этот проект — пример авторитаризма хрущевского масштаба, когда проекты одного человека, возможно, уместные на шести сотках, вдруг начинают воплощаться в десятимиллионном городе на месте памятника UNESCO.
12. Театр Фоменко
Дата: январь 2008 года
Лужков — мэр, отзывчивый к инициативам московской интеллигенции. При его активной поддержке в Москве в 2001 году впервые прошла театральная Олимпиада. Для театрального шествия по Тверской устроитель процессии клоун Вячеслав Полунин потребовал от мэрии срезать провода троллейбусов, на что мэр Лужков без промедления согласился. Такого состава участников, как на театральной Олимпиаде 2001 года, Москва больше не видела: приехали Боб Уилсон, Петер Штайн, Лука Ронкони, Лев Додин, Джорджо Стрелер, Тадаши Сузуки, Эймунтас Някрошюс, Люк Бонди, Анатолий Васильев, Деклан Доннеллан и Вячеслав Полунин с конным театром «Зингаро» в придачу.
Как человек, родившийся и выросший в Москве, Лужков понимал значение театров и музеев в жизни москвичей. При нем старые московские театры стали ремонтировать, его подпись стоит на документах о создании театров «Мастерская Петра Фоменко», «Практика». При нем строятся здания театров Et Cetera и «Мастерской Петра Фоменко», причем здание на набережной Шевченко — первый пример новой театральной архитектуры.
Период обновления переживает при мэре Лужкове Московский зоопарк, для которого скульптор Зураб Церетели создает новый фасад. Создается новый музей, и строится новое здание Дома фотографии, позднее переименованный его создательницей и бессменным директором Ольгой Свибловой в МАММ. В Москве появляется первый частный центр современной культуры — «Гараж» в здании автобусного гаража работы архитектора Константина Мельникова. И первый музей современного искусства — ММОМА на Петровке под руководством любимого художника Лужкова Зураба Церетели.