К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Срочно в Петербург: как БДТ отмечает свой 100-летний юбилей

Срочно в Петербург: как БДТ отмечает свой 100-летний юбилей
Большой драматический театр им. Товстоногова завершает празднование столетия и по этому поводу приготовил большую юбилейную программу. Ян Фабр, Билл Виола, Борис Филановский и, конечно, спрятавшиеся в лабиринтах Фанерного театра Блок и Товстоногов. Несколько причин бросить все дела и спланировать выходные в Петербурге — в подборке Forbes Life

Строго говоря, «Фанерный театр. Программа современного искусства в БДТ» — это название декабрьского проекта, который театр подготовил совместно с Фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ». БДТ им. Товстоногова этим проектом завершает празднование своего столетия, а «ПРО АРТЕ» отмечает свое 20-летие. Но Фанерный театр — это еще и концептуальный архитектурный объект, театр в театре, построенный специально к 100-летию БДТ и захватывающий часть его пространства. Авторы Фанерного театра — художник Александр Шишкин-Хокусай, режиссер Андрей Могучий и архитектор Андрей Воронов. Фанерный театр имеет свой вход, свой зрительный зал, свой гардероб с вешалками. В лабиринтах Фанерного театра можно встретить памятники трем героям БДТ: Максиму Горькому, Георгию Товстоногова и Александру Блоку, первому худруку БДТ, которому и посвящена архитектурная инсталляция Фанерный театр.

Впрочем, Фанерный театр — это еще и посвящение художникам, работавшим в БДТ с момента его основания: Владимиру Щуко, Мстиславу Добужинскому, Александру Бенуа, Юрию Анненкову, Борису Кустодиеву, Кузьме Петрову-Водкину, Александру Самохвалову, Натану Альтману, Леониду Чупятову и многим другим — памятные мраморные доски в их честь установлены на одной из стен Фанерного театра. Вообще вторжение фанеры внутрь театра с колоннами по замыслу создателей должно возвращать зрителя в 1919 год, когда зрителями театра стали в том числе «матрос и проститутка». И, как рассказывал на экскурсии по Фанерному театру искусствовед Глеб Ершов, к этой аудитории первый худрук БДТ относится не просто без снобизма, но и искал способы выстроенная диалога с новым зрителем.

В Фанерном театре есть свой зрительный зал на 30 мест, а спектакли основной сцены БДТ можно смотреть из ложи фанерного театра. Планируется, что простоит Фанерный театр в БДТ им. Товстоногова до конца года. Кстати, в октябре 2019 года Фанерный театр стал лауреатом премии АРХИWOOD в номинации «Арт-объект» как лучшее архитектурное сооружение из дерева.

 

И да, не забудьте заглядывать в глазки, которых множество в стенах Фанерного театра. Спойлер — один глазок дает возможность заглянуть в кабинет худрука Фанерного театра.

Кстати, купить билет в ложу Фанерного театра можно уже и на январь.

 
Билл Виола
Bill Viola Studio

Билл Виола

Американского художника Билла Виолу называют «Рембрандтом видеоарта». За 40 лет своей карьеры Виола создал множество видеоработ, архитектурных видеоинсталляций, звуковых инсталляций и музыкальных перформансов. Он представлял США в национальном павильоне на Венецианской биеннале современного искусства в 1995 году, а его персональные выставки и ретроспективы проходили во многих музеях мира.

«Живые картины» Билла Виолы проецируются на большой экран, установленный на Основной сцене БДТ, а зритель наблюдает за ними из ложи Фанерного театра.

«Квинтет изумленных»

«Квинтет изумленных» создан как часть серии The Passions — «Страсти», объединившей 20 видеоработ художника. Основной темой «Страстей» было созерцания эмоций — от радости до печали, от восторга до гнева. Работая над «Страстями», Виола обращался не только к европейской живописи (в том числе Босху и Дюреру), но и к японской скульптуре, индийской и персидской миниатюре. Собственно, «Квинтет изумленных» — это 15 минут и 20 секунд всех оттенков человеческого удивления.

«Три женщины»

«Три женщины» входят в серию Trnasfigurations — «Трансфигурации», где Виола изучает трансформацию человека и течение времени. «Три женщины» навеяны произведениями греческой похоронной скульптуры, живописными портретами Джакометти, скульптурами Микеланджело и произведениями суфийских мистиков.

Кстати, каждый показ работ Виолы предваряет экскурсия по Фанерному театру от искусствоведа Глеба Ершова.

«Квинтет изумленных» — 27.12
«Три женщины» — 27.12, 29.12

Борис Филановский. «Архитектон Тета»

Борис Филановский. «Архитектон Тета»

Борис Филановский родился в Ленинграде в 1968 году, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, организовал первый в Санкт-Петербурге ансамбль современной музыки eNsemble. В 2012-м эмигрировал Израиль, затем перебрался в Германию. Живет и работает в Берлине. Среди исполнителей музыки Филановского — ансамбли MusicAeterna, unitedberlin, KNM Berlin, МАСМ и Студия новой музыки. «Архитектон Тета» — это звуковая скульптура для ансамбля, хора и слушателей в движении, которую  Филановский написал специально для «Фанерного театра БДТ» по заказу театра и Фонда «ПРО АРТЕ». Известно, что в результате экспериментов с пространством композитор превратит хор и ансамбль в сложное звучащее тело, а сама архитектурная инсталляция станет гигантским музыкальным инструментом.

6.12, 10.12

Фестиваль Яна Фабра Love is the Power Supreme («Любовь — высшая сила»)

Фестиваль Яна Фабра Love is the Power Supreme («Любовь — высшая сила»)

Бельгиец Ян Фабр, художник, режиссер, основатель и художественный руководитель театральной компании «Трубляйн», хорошо знаком российскому зрителю — и благодаря привозу его спектаклей фестивалями «Территория» и Net, и благодаря выставке «Рыцарь отчаянья — воин красоты», проходившей в Эрмитаже три года назад, вызвавшей разные разговоры.

Фабр и не может оставлять равнодушным: он рисовал картины собственной кровью и ручками Bic, мечтал о работе почтальона и химика и потом говорил, что мечта сбылась: он экспериментирует и его эксперименты путешествуют по всему миру. Неизменно Фабр напоминает о хрупкости — красоты, момента, тела и самой жизни. Но не сокрушается по этому поводу «Celebrate!», говорил Фабр на мастер-классе студентам фестиваля «Территория», предлагая праздновать жизнь.

Фестиваль Фабра БДТ им. Товстоногова проводит совместно с театральной компанией Фабра «Трубляйн».

Preparatio Mortis («Приготовление к смерти»)

Preparatio Mortis — очередное размышление Фабра на темы жизни, смерти и перерождения человека. Современное общество табуирует смерть, приговаривает ее к холодному, стерильному окружению домов престарелых и больниц. Фабр в Preparatio Mortis разрушает это табу и создает спектакль — посвящение человеческому телу, его трансформации и утопическому идеалу. «Через смерть мы учимся смотреть на жизнь по-другому. Смерть способствует более полному, более глубокому видению жизни вокруг нас — я постоянно гонюсь за посмертным этапом жизни», — объясняет Фабр.

13.12 и 14.12, основная сцена БДТ 

«Ночной писатель»

Российская премьера спектакля Фабра и первая работа режиссера в репертуарном театре в России. Кстати, один из исполнителей единственной роли — режиссер и актер Александр Молочников. В основе этой работы Фабра его дневники, полные интимных подробностей о его жизни. Фабр, который не пользуется мобильным и принципиально пишет от руки, особенно трепетно относится к жанру дневника. «Ночной писатель» — это  путешествие от юного Фабра к сегодняшней суперзвезде современного искусства, наполненное размышлениями о жизни и творчестве.

15.12–16.12, основная сцена БДТ 

Выставка-инсталляция Пьера Кулибёфа «Воины красоты»

Выставка-инсталляция Пьера Кулибёфа «Воины красоты»

Выставка посвящена переводу театрального мира Фабра на язык кино. Как говорит сам Пьер Кулибеф, фильм — это реинтерпретация мира Яна Фабра, это проекция в другое измерение, вымышленный, иной мир, таинственный, основанный на греческом мифе.

2.12–15.12, пространство 59 в БДТ на Фонтанке

Resurrexit Cassandra («Воскресение Кассандры»)

Resurrexit Cassandra («Воскресение Кассандры»)

Моноспектакль, исполняемый Стеллой Хеттлер, начался с пластической видеоинсталляции Яна Фабра. Эта инсталляция состояла из отдельных пяти экранов, на которых показывали пять фильмов, где актриса в платьях разного цвета существует на земле, в лунном пространстве, с черепахой в каждой руке. Пять фильмов соответствовали пяти элементам и соотносились с цветом платья девушки: туман и роса — зеленое платье, ветер — черное, огонь и дым — синее, пар — красное, дождь — белое. Затем появился спектакль-танец Стеллы Хеттлер.

5.12–7.12, вторая сцена БДТ, Каменноостровский театр

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+