Модернизм, я люблю тебя: где в Париже можно найти уникальный дизайн
2 октября в Фонде Louis Vuitton открылась самая масштабная в истории выставка Шарлотты Перриан, вскоре после этого на международной ярмарке FIAC галереи дизайна в едином порыве представили и продали за баснословные суммы важные объекты этой школы: от мебели той же Перриан и ее партнеров-единомышленников — Ле Корбюзье, Жаннере — до сборных домов Жана Пруве, которые тот строил по время Второй мировой. Выставка в Fondation будет открыта еще несколько месяцев — до 20 февраля, и это отличный повод поехать на разведку всех главных образцов модернизма в Париже и его окрестностях. План-минимум —ниже.
14 округ
Университетский городок (Cite Universitaire)
Парижский студенческий городок занимает площадь не меньшую, чем территория МГУ на метро «Университет», и состоит из домов-павильонов отдельных стран, в которых предоставляется жилье для иностранных студентов. Назвать это общежитием в нашем привычном понимании сложно: многие здания были построены знаменитыми архитекторами, так что приезжать туда можно как на экскурсию (вход на территорию свободный). Два корпуса — бразильский и швейцарский — были построены Ле Корбюзье, и там до сих пор сохранился не только фасад, но и интерьер его работы. В холлах стоит созданная им мебель, увидеть которую, правда, можно только с улицы (к счастью заинтересованных, принцип панорамного остекления был использован и там, поэтому вид на внутренние пространства открывается достаточно наглядный).
Отдельного внимания заслуживает голландский корпус, построенный по проекту Виллема Маринуса Дюдока в 1928-1938 годах. Архитектор был последователем Фрэнка Ллойда Райта и Де Сталя, а надзор за строительством осуществлял его коллега и соотечественник Ян Пьет Клоос (JP Kloos), также известный как автор модернистских школ и больниц по всей Голландии. Его подход заметно отличается от работ французских модернистов, хоть и следует многим из их ключевых принципов: плоские крыши, сглаженные углы и местами использованное панорамное остекление.
Вилла-ателье Озанфана
Практически через дорогу от Cite Universitaire находится единственный жилой таунхаус авторства Ле Корбюзье в Париже — вилла-ателье, построенная для художника Амеде Озанфана, одного из основателей пуризма и друга архитектора и Пьера Жаннере, увидеть которую можно только снаружи (либо, если повезет, познакомившись с владельцами). Тем не менее все ключевые особенности постройки отлично наблюдаются с улицы, не нарушая при этом приватности жильцов.
16 округ
Проехав 20 минут на такси от 14-го округа, можно попасть на территорию двух ключевых выставочных пространств Ле Корбюзье и не менее важного для истории здания Робера Малле-Стивенса.
Квартира Ле Корбюзье (Appartement Le Corbusier) — собственная квартира архитектора, сохранившаяся практически в первозданном виде и совсем недавно открытая как музей. Она располагается в полностью заселенном на сегодняшний день жилом доме, построенном по проекту Ле Корбюзье и является в некотором смысле его архитектурным и дизайн-манифестом. Этот дом — попытка представить главные аспекты его масштабного проекта Лучезарного Города (Cité Radieuse) в камерном формате, и она наполнена не только его классическими приемами, но и многими решениями, которые он не мог использовать в пространствах, созданных на заказ. Среди них — витражи, кровать на утрированно высоких ножках высотой по грудь взрослому человеку и не только. Квартира находится на последнем этаже, холл которого также украшен рисунками Ле Корбюзье. По соседству с ней, кстати, находится выдающийся ботанический сад, в котором можно отдохнуть от наблюдений за архитектурой.
Серия зданий «Дома Корбюзье и Пьера Жаннере» (Maison Le Corbusier & Pierre Jeanneret), построенная в 1923-1925 годах, является одним из главных образцов так называемых пуристских вилл, которые архитектор и его двоюродный брат Пьер Жаннере строили в Париже и его окрестностях в 20-30-е годы. Эти дома-виллы они строили с двумя разными подходами: одни предназначались для жизни семей с детьми и оснащались всеми необходимыми для них техническими деталями, а другие, напротив, должны были стать местом жизни свободных любителей искусства, ищущих не только дом, но и пространство для хранения и демонстрации своей коллекции.
Находящаяся в 16-м округе Вилла Ля Рош (Maison La Roche), которая сейчас принадлежит Фонду Ле Корбюзье, была построена ими для швейцарского банкира Рауля Ля Роша — коллекционера модернистcкой живописи, и семьи его друга — брата архитектора Альбера Жаннере. Перед архитекторами стояла задача создать пространство, в котором Ля Рош мог бы расположить свою коллекцию (в нее входили работы Пикассо, Брака, Леже, Лифшица и других). Вилла отличается идеально выверенным балансом формы и содержания: каждое из ее пространств предназначено для отдельных видов деятельности, и все «бытовые зоны» вынесены за пределы основного, выставочного по задумке архитектора пространства. Ля Рош прожил на этой вилле до самой смерти в 1965 году, завещав ее Фонду. В настоящий момент здание открыто для визитов, но стоит почти пустым, за исключением нескольких предметов мебели — что только помогает оценить само пространство и архитектурные решения.
Малле-Стивенс (Mallet-Stevens)
В двух минутах пешком от Maison La Roche находится еще одно важное здание — городская вилла архитектора Робера Малле-Стивенса (она находится на названной в его честь улице, где располагается сразу шесть зданий его авторства). Одну из частей виллы занимает частная Галерея 54 Эрика Тушалема (Galerie 54). Вход в нее осуществляется по предварительной договоренности (в этом, впрочем, вам не откажут — достаточно написать сообщение в директ их инстаграма). Строение само по себе заслуживает внимания как важный образец ранней модернисткой архитектуры (архитектор является одним из ключевых представителей этого движения, которому в 2005 году даже была посвящена отдельная выставка Центра Помпиду), а галерея отличается от остальных тем, что помимо классиков дизайна этой школы представляет нетривиальные объекты Африки и Востока — от скульптур до ковров, органично вписанных в общие композиции.
Пуасси (Poissy)
На расстоянии получаса езды на машине из 16-го округа (или 40 минут на поезде от вокзала Сен-Лазар) находится Villa Savoye — одна из 15 объектов Ле Корбюзье, входящих в список международного наследия ЮНЕСКО. Она была построена в крошечном городе Пуасси для семьи Савуа и является его главной и безусловной достопримечательностью, сохранением которой занимается сам город, выкупивший оккупированную и пострадавшую во время Второй мировой войны постройку у семьи в 1958 году, чтобы разместить в ней школу, но передавший ее государству спустя всего 4 года. Еще при жизни Ле Корбюзье вилла Савуа стала памятником его архитектуры, про которую сам он говорил, что «она располагается прямо на траве как объект, не беспокоящий окружающую среду».
Его мысль легко понять, обратив внимание на то, как вилла встроена в пространство зеленого сада с розами и орхидеями — не имеющая очевидной фронтальной и задней части, приподнятая на сваях над землей, оснащенная панорамными окнами и плавными переходами этажей и частей сооружения, она гармонично встраивается в среду и позволяет наблюдать ее со всех сторон без каких-либо препятствий для взгляда.
Вилла Савой (Villa Savoye) служит учебников пяти принципов модернистской архитектуры, сформулированных Ле Корбюзье (наличие опор-столбов, сада на плоской крыше, пространств с открытой планировкой, панорамных ленточных окон и свободного фасада), но при этом содержит некоторые отличительные особенности, возникшие по просьбе семьи Савуа: нетипичный для архитектора паркетный пол в гостиной и спальнях, доступ к ванной комнате с двух сторон, из спален родителей и их сына, и комнату для прислуги.