К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

За горами смерти нет: пять лучших проектов Уральской индустриальной биеннале

За горами смерти нет: пять лучших проектов Уральской индустриальной биеннале
До 1 декабря в Екатеринбурге и Тюмени идет Пятая Уральская индустриальная биеннале — «Бессмертие». Forbes Life рассказывает, зачем ехать и что смотреть

Символом Пятой Уральской индустриальной биеннале стал зеленый кружок. Темой — «Бессмертие». Впервые за 10 лет масштабная выставка открылась на территории действующего Уральского оптико-механического завода. Завод (по-прежнему закрытое режимное предприятие) выделил организаторам здание заброшенного цеха и построил специальный проход к нему по своей территории, длинный коридор вдоль забора из асбестовых плит, щедро обмотанных новой, еще не ржавой колючей проволокой. В знак принятия искусства, расширения сознания, да и просто приветствия весь путь к выставке украшают горящие тремя глазками зеленого цвета светофоры — одни из немногих рассекреченных гражданских изделий, которые производит завод.

Кстати, зеленый цвет в конфуцианстве — символ возрождения, весны. Это рифмуется с темой основного проекта биеннале «Преодолеть границы бессмертия: к множественности будущего», сформулированной куратором выставки Шаоюй Вэн из Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Проще говоря, проекты 77 художников — это рассуждения на тему страха смерти, который подталкивает человечество в объятия новых технологий для поисков бессмертия. Но эти же самые технологии вызывают у нас страх и недоверие. В итоге идея безостановочной жизни выглядит сейчас не менее пугающей, чем смерть.

Самым наглядным образом это проиллюстрировали Евгений Антуфьев и Любовь Налогина, нарисовав на стенах небольшой комнаты старого цеха архаического змея-держателя неба и земли, символ космического зла и предстоящей гибели мира в позднейших мифологиях европейских народов. В центре комнаты — псведоархаические амфоры с якобы уральским малахитом (уральские месторождения выработаны, а малахит добывают теперь в Африке). Человеческое сознание все так же бегает по кругу вечных проблем с разной степенью вовлеченности. В проекте Шаоюй Вэн нашлось место и майнингу биткоинов, и некрофилу-педофилу, и опиумным войнам в Китае, и мексиканскому культу смерти, и идеям русского космизма. Но как показали выставочные проекты биеннале, помимо главной выставки на двух этажах цеха Уральского оптико-механического завода и в Екатеринбургском кинотеатре «Колизей», там же показывают десять работ, созданных иностранными художниками в рамках арт-резиденций биеннале в уральских городах куратором Кристиной Горлановой. Кроме того, Ельцин-центр подготовил свой проект «Урал мари. Смерти нет», а ГЦСИ показывает проект «После нас»; в «Синара Центре» Дмитрия Пумпянского две выставки в рамках биеннале и еще один проект «Все не то, чем кажется» при поддержке «Сибура» создал в Тюмени куратор Владимир Селезнев.

 

Бюджет Уральской биеннале в этом году превышает 76 млн рублей. Больше половины дали меценаты и спонсоры: «Ростех», «Сибур», фонд Потанина, фонд Прохорова, что позволило с размахом организовать выставки, лекционную и дискуссионную программу, подготовить медиаторов и специальные программы для работников завода из серии «Технари для технарей».

Если в основном проекте уральский акцент не проявляется так явно, то в других объектах биеннале, например, на выставке в Уральском филиале ГЦСИ «После нас» и в тюменской «Все не то, чем кажется» куратора Владимира Селезнева, местный контекст и локальные художники звучат сильно и актуально. Хотя в этот раз в биеннале нет новых работ группы «Куда бегут собаки» и не участвует Тимофей Радя, пожалуй, самые известные на сегодняшний день екатеринбургские современные художники, уральские культурные коды выражены отчетливо. Об опыте работы с местными художниками в Тюмени Владимир Селезнев отдельно упомянул на открытии выставки: «Два года назад приезжал в Тюмень, не мог найти современных художников. В этот раз в проекте принимают десять художников из Тюмени. Здесь развивается своя традиция комиксов».

 

Из всего многообразия работ и проектов Forbes Life выбрал несколько самых зрелищных.

«Преодолеть границы бессмертия. К множествам будущего». Уральский оптико-механический завод. Маша Седяева. «Бессмертная медуза»

«Преодолеть границы бессмертия. К множествам будущего». Уральский оптико-механический завод. Маша Седяева. «Бессмертная медуза»

Молодая екатеринбургская художница-мультипликатор Маша Седяева исследует коллективные страхи и состояния «здесь и сейчас». Например, на прошлой биеннале в проекте «Что вы здесь делаете» она беседовала со всеми, кого встречала на своем пути: от бабушек на трамвайных остановках Екатеринбурга до директоров крупных заводов. Простые вопросы художницы вызывали самые неожиданные ответы. Послушать их, кстати, можно и сейчас на выставке в галерее ГУМ-Redline в Москве. Для новой Уральской биеннале Маша сняла мультфильм с куклами, напоминающими примитивную деревянную игрушку. Маленькие кукольные домики-съемочные площадки, где разыгрывались бытовые сцены фильма, стали объектами выставки, а персонификация ужаса — медуза, похожая на вязаную шапку с глазами на рожках, — еще одним экспонатом выставки.

«Синара Центр». Выставки биеннале «Социалистический сюрреализм» Александра Генциса, «Глубины и поверхность» Бернара Гаро. Из коллекции галереи «Синара-арт»
DR

«Синара Центр». Выставки биеннале «Социалистический сюрреализм» Александра Генциса, «Глубины и поверхность» Бернара Гаро. Из коллекции галереи «Синара-арт»

Выставки в рамках биеннале в «Синара Центре» — по сути, приглашение для знакомства с крупнейшей частной коллекцией современного искусства в Екатеринбурге. Предприниматель Дмитрий Пумпянский, владелец Трубной металлургической компании, собирает искусство с начала 2000-х. В его коллекции более 1500 работ, датированных от 1892 года до нашего времени. Пумпянский стал первым коллекционером, кто сознательно сузил рамки своих интересов до регионального, уральского искусства. Таким образом его частное собрание — самая репрезентативная подборка развития современного искусства на Урале, которая уже с 2004 года была открыта горожанам. Новое здание «Синара Центра» открылось буквально на днях в реконструированном здании госпиталя Верх-Исетского завода 1820-х годов постройки. Создававший госпиталь промышленник Яковлев не пожалел денег и построил, по сути, дворец: архитектурный ансамбль состоял из пяти корпусов, включая здание больницы на 36 коек, восточный и западный павильоны, флигель и жилой дом для врачей.

Посетивший завод и госпиталь в 1824 году император Александр I не скрывал своих восторгов. Но за 200 лет эксплуатации, к 2000-м годам, госпиталь превратился в руины. От оригинальной постройки сохранились только кладка стен и лепной декор в венецианских окнах в главном корпусе. Структуры Пумпянского, «Группа Синара», выкупили здание — и за три года, с 2016 по 2019 год, провели реконструкцию, превратив бывший госпиталь в общественно-деловой и культурный центр. Всего отреставрировали четыре здания и построили новый корпус, где на площади в 5700 кв. м разместились концертный зал на 400 мест, галерея современного искусства, лектории, зал приемов, творческая студия и ресторан. Как сообщила пресс-служба «Синара Центра», стоимость работ составила 2 млрд рублей. В рамках биеннале в центре открыты две выставки и постоянная экспозиция из собрания Пумпянского. Несмотря на хаотичную и не совсем удачную развеску, которая не столько подчеркивает достоинства коллекции, сколько путает своей разбросанностью, при внимательном осмотре глаз зрителя способен уловить немало работ высочайшего класса.

«Ельцин-центр». «Урал мари. Смерти нет». Федор Телков, Александр Сорин, Наталья Конрадова
Федор Телков·Переход

«Ельцин-центр». «Урал мари. Смерти нет». Федор Телков, Александр Сорин, Наталья Конрадова

В галерее «Ельцин-центра» в рамках биеннале идут две выставки AES+F. Allegoria sacra и «Урал мари. Смерти нет». Но если проект AES+F хорошо известен — это третья часть видеотриптиха на тему одноименной картины Беллини, созданного при поддержке галереи «Триумф» и кураторстве Ольги Свибловой в 2011 году, то работа двух фотографов из Екатеринбурга и Москвы и антрополога из Берлина была сделана специально для биеннале этого года. Два года они ездили на юго-запад Свердловской области, где проживают почти 24 000 восточных марийцев, пятый по численности народ области. Из скорлупок быта — не архаичного, но и не совсем привычного нам современного, из старых фотографий, видеозаписей обрядов и сцен повседневной обыденной жизни сложился этот проект. Где разговоры с покойниками во сне и полуязыческие поминки на кладбище, священные рощи и современные краеведческие исследования, праздничная и поминальная одежда, бессмертный полк школьников на 9 Мая — все соединяется в некий общий гармоничный мир жизни, где Бог и обряды так же естественно вплетены в круг существования, как ощипанные цыплята на столе.

Уральский филиал ГЦСИ, «После нас», Анна и Виталий Черепановы, «Парк «Вольный»
Юлия Вергазова ·Торговый космос·2017 ·Фото Ксении Поповой

Уральский филиал ГЦСИ, «После нас», Анна и Виталий Черепановы, «Парк «Вольный»

Выставка в ГЦСИ «После нас» идет с 1 августа — по сути, это пролог к биеннале. К выставке художник и куратор Владимир Селезнев отобрал проекты 17 российских художников, в основном младшего поколения. Проект поддержал фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Проект открывается масштабной инсталляцией Игоря Самолета со скринами его чатов в мессенджерах, с пустыми баноками из-под колы, фотографиями вкладок в телефоне и другой бытовой ерундой, которую потом археологи назовут «культурным слоем», выставка по русской традиции уносится в небеса, к мифологическим сюжетам, космическим построениям и глобальным вопросам, иногда все-таки притормаживая на бытовых несуразицах. Так, екатеринбурженка Людмила Калиниченко в инсталляции Onn/off из 300 включенных последовательно друг за другом сетевых фильтров выстраивает архитектурное сооружение с горящими красными лампочками, которые могут погаснуть все от одного нажатия кнопки — важно найти ту самую кнопку первого удлинителя, от которого питаются все остальные. Алена и Виталий Черепановы из Нижнего Тагила выстраивают декорацию-аттракцион «Парк «Вольный», где фонтан-медведь пускает воду из глаз и цветут диковинные искусственные цветы кладбищенского вида, — в общем, то ли оставляют потомкам поле для раздумий, то ли показывают: и там нет спасенья от балалаечного безумия.

Тюмень, Музейный комплекс имени И. Я. Словцова, «Все не то, чем кажется». Иван Снигирев, «Плюшевый мир»
DR

Тюмень, Музейный комплекс имени И. Я. Словцова, «Все не то, чем кажется». Иван Снигирев, «Плюшевый мир»

В тюменском проекте, созданном на средства «Сибура» в рамках программы социальных инвестиций, которая действует в компании с 2016 года, участвуют 35 российских художников. Среди известных авторов и проектов работы группы «Куда бегут собаки», Дмитрия Булныгина, Ирины Кориной и Устины Яковлевой. Куратор Владимир Селезнев включил работы молодых уральских художников, созданные специально для биеннале. Например, «Плюшевый мир» выпускника Тагильского худграфа Ивана Снигирева. На стене — большая видеопроекция с изображением ковра с оленями. Засунув руку в колючую шерстяную варежку с вышитым оленем, которая лежит на тумбочке перед экраном, обнаруживаешь компьютерную мышь, — и олени поворачивают головы, листья летят по небу, распускаются цветы на земле. Автор — один из разработчиков игры Unreal — устраивает на площадке старого плюшевого настенного ковра компьютерную анимацию, которую каждый из зрителей, кто ночевал у бабушки в деревне, наверняка уже проигрывал в своей голове.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+