Новый русский минимализм: как уральские дизайнеры покорили Москву
В 2014 году после очередного кризиса, за которым последовал обвал курса и очевидное подорожание всего, в России появился запрос на не-массмаркет по цене докризисного COS. Запрос удовлетворили уральские марки, сделавшие ставку на эстетику минимализма и натуральные цвета.
Почему Урал?
Уральский дизайн традиционно имел сильные позиции, но легкая промышленность в регионе была развита слабо. «Почему-то именно в Екатеринбурге исторически сложившаяся концентрация важного в разных областях: первый самоинициативный молодежный жилой комплекс (люди придумывали программу своего района и сами же его строили), рок-клуб, премия «Аэлита», влияющая на всю советскую фантастику, ну и сама по себе Уральская республика и уральские франки — беспрецедентный случай политического самосознания. При этом на вопросы «почему же так» получаешь такое будто само собой разумеющееся, естественное — «энергия». Такая вот неизмеримая метафизика Урала», — рассказывает архитектор и сооснователь бюро SAGA Юлия Ардабьевская.
Целый ряд дизайнеров одежды и украшений из этого региона твердо заявили о себе (они регулярно появляются в главных столичных модных изданиях, и их советуют модные стилисты). Татьяна Решетник, журналист и модный критик, объединяет эти марки понятием нового минимализма: «Они не в духе суперпростого скандинавского, а такой уютный русский минимализм. Стилистически марки стремятся к COS — лаконичный крой, спокойные цвета, минимум деталей. А еще удачно наложилась географическая принадлежность на время. С одной стороны, мы больше не боимся покупать вещи российских брендов: они не отличаются по качеству европейских и американских. С другой, кто, если не русские. знают, какая одежда может пригодиться в нашей стране? И 12Storeez, и USHATAVA шьют простые вещи с поправкой на климат — фактически базу, но любят их в первую очередь за правильный трикотаж, хорошую верхнюю одежду».
Обозреватель издания The Blueprint Алла Анацко указывает и на социальное лицо Екатеринбурга как одну из причин единого стиля марки. «Все здесь очень модные, причем настолько, что расслабиться и делать свои дела в свитере Uniqlo никто не хочет: это, скорее, московская привилегия. Многие дизайнеры, осознанно или нет, подражают стилю новой буржуазии — тому, что видят в инстаграме и считывают как актуальное: молодые специалисты, ставшие условным средним классом, хотят носить лаконичный дизайн The Row и Celine эпохи Фиби Файло, но осознают, что стоимость такой моды высока. Поэтому мы видим столько марок-подражателей. Я не говорю, что екатеринбургские дизайнеры кому-то подражают, но их стиль — это то, как они считывают дух времени и свою аудиторию. Это средний класс, стремящийся быть новой элитой. Со стороны кажется, что лаконичные вещи делать несложно — это совершенно не так, но скромность такого дизайна в уральском исполнении компенсируется его коммерческой удобоваримостью. В целом вещи уральцев практичные, но вопрос качества всегда открыт. С ювелирными украшениями проще — у серебра не разойдутся швы».
Триумф в Москве
Теперь марка 12Storeez представлена практически в каждом московском молле, а у магазина USHATAVA открылся магазин на Петровке. Основатели Ushatava, 12Storeez, so.simple.store вспоминают, что при помощи социальных сетей среди их покупателей сразу же стали преобладать москвичи, благодаря чему открытие магазинов здесь стало логичным развитием бизнеса. Алена Подгорная, сооснователь so.simple.store, рассказывает: «Сразу после запуска бренда, на втором или третьем месяце, стало ясно, что покупателей из Москвы у нас гораздо больше, чем из родного Екатеринбурга. Думаю, это связано в первую очередь с разницей уровня жизни на Урале и в столице». О том же говорят и сооснователи 12Storeez: «Когда мы начинали в Екатеринбурге, первый шоу-рум был прямо у нас в гостевой спальне. Но нам удалось привлечь большую аудиторию из Москвы. Уже через полгода после того, как мы начали активно вести страницу в Instagram, мы открыли шоу-рум в Москве — это было естественно, учитывая большой интерес со стороны клиентов. Сейчас у нас десять магазинов в Москве, один в Екатеринбурге и восемь в других городах России. Получается, что правильнее будет позиционировать нас как российскую марку, а не уральскую». Основатели марки Ushatava благодарят за поддержку блогеров, сарафанное радио и публикации в различных изданиях, а также ценник: «он более чем адекватный и приемлемый для Москвы».
Об уральской магии говорит журналист основатель телеграм-канала Good morning, Karl! Екатерина Федорова: «Про удивительную творческую энергию Екатеринбурга я уже давно говорю, потому что большое число моих друзей —фотографов, дизайнеров, стилистов и просто классных креативных людей именно оттуда. Единой причины тут как будто нет, но мне кажется, открыть что-то свое не в Москве немного проще, потому что не так страшно провалиться, да и конкуренция поменьше. Потренировавшись и набив шишки, ребята идут завоевывать мир, в чем им помогает пробивной уральский характер. Плюс успех соседей, одноклассников или ребят постарше мотивирует других на великие свершения. Хотя, возможно, все это просто какая-то уральская магия».
USHATAVA
Год создания: 2015
Стартовый капитал: 200 000
Магазинов: 2 в Москве, 1 в Санкт-Петербурге, 1 в Екатеринбурге
Хит продаж: платье-халат
Цена юбки: 5500
Алиса Ушакова и Нино Шаматава, основательницы USHATAVA:
«Сложно сказать про дизайн-код Урала: может быть, ранее и прослеживалось нечто общее, но сейчас, на наш взгляд, общее только то, что каждый бренд по-своему уникален и не боится идти своим путем и выходить за пределы Екатеринбурга. Себя мы не настолько относим именно к «уральскому» дизайну, так как вдохновляемся Западом и немного Азией, а не какими-либо местными мотивами. В эру информационной открытости и отсутствия «железного занавеса» у нас есть возможность смотреть на то, что делают в мире и на Западе, вдохновляться и перенимать это. Поэтому результат нашей работы и работы «коллег по цеху» интересен в столице. Собирая различные бренды под одним понятием «уральские», не стоит проводить аналогию со словом «региональные» и загонять тем самым в рамки, недооценивая масштаб. Напомню, наших родственников ссылали со всей территории СССР, и вышла весьма и весьма интересная многонациональная смесь с разными взглядами, вкусами и бэкграундом. Про других мы не знаем, но USHATÁVA однозначно держит курс на международный рынок. Не так давно мы перевели сайт на английский язык, сейчас «обкатываем» и тестируем перед переводом на другие языки. Онлайн заказы у нас уже давно вышли за пределы географии России, это и Франция, Канада, Грузия, Казахстан, США, Эмираты и даже Индия. Пока доля продаж за рубеж не столь значительна, но как только мы откроемся в первом городе Европы — количество заказов (как показывает практика) вырастет. После Европы у нас грандиозные планы на Азию, США. Москва, безусловно, дает великолепную возможность протестировать работу в гигантском живом мегаполисе, где никто не стоит на месте и минуты».
so.simple.store
Год создания: 2016
Стартовый капитал: 300 тыс.
Цена юбки: 4400
Хит продаж: стеганое пальто оверсайз
Магазины: 2 (Москва и Екатеринбург)
Любимые бренды: Аcne, Maison Margiela, Jil Sander, The Row, Céline (когда он был by Phoebe Philo)
Планы вне России: говорить о выходе на зарубежный рынок рано.
Алена Подгорная, сооснователь so.simple.store:
«В so.simple.store мы ставили задачу сохранить высокое качество одежды, не завышая стоимость вещей. В Москве такая политика оказалась востребована. К тому же мы сразу начали работать с московскими блогерами и лидерами мнений. А вскоре после запуска бренда я переехала сюда и уже через полгода мы открыли первый московский шоу-рум. Возможность примерить, рассмотреть и потрогать одежду сыграла нам на руку — количество клиентов и продаж с открытием оффлайн-точки сразу увеличилось. Не секрет, что Урал отнюдь не место с развитой легкой промышленностью. Екатеринбург больше про тяжелое машиностроение, добычу, горное дело. У нас нет хлопковых плантаций или овечьих пастбищ, нет достойных швейных фабрик, мало квалифицированных кадров. Казалось, все эти нюансы должны бы нам помешать. Но на Урале очень сильно развита наша региональная идентичность. Здесь всегда найдутся люди, которые не побоятся открыть собственное дело, занять свободную нишу. У нас большой вкус к свободе, в том числе и к свободе мысли. Именно свободолюбие позволяет нам четко выражать свою позицию и в вопросах застройки скверов, и в реализации креативных идей. Так, у нас в городе много известных в стране и мире рекламных агентств, раньше была развита рок-сцена, сегодня — рэп, на высоком уровне драматургия и театры, как классика, так и авангард, проходят фестивали по стрит-арту и арт-биеннале.
Мы решили открыть свое дело ровно в тот момент, когда произошло падение рубля и стоимость на одежду западных марок выросла вдвое. Курс упал, а доходы населения отнюдь не увеличились. Условно, если раньше вторая линия премиального бренда была человеку по карману, то теперь по этой же цене он мог позволить себе низкокачественный полиэстер из масс-маркета.
Соответственно, на рынке появилась ниша качественной одежды по ценам немного выше условной Zara, но ниже европейских дизайнеров. И мы решили ее занять. Конечно, мы все равно зависим от курса рубля — все, до последних ниток и пуговиц, мы закупаем за рубежом. Не говоря уже о тканях и пряже. Но тем не менее, поскольку у нас пока нет затрат на дорогие площади в ТЦ и многочисленный персонал, на селебрити-лиц бренда, мы стараемся сохранять цены на доступном для качественного продукта уровне. Сегодня российское производство одежды занимает ничтожную долю в сравнении с мировым. Я думаю, что российские дизайнеры запросто смогут в ближайшее время забрать часть клиентов и прибыли у таких гигантов масс-маркета как Inditex и H&M Group. Потому что все мы ищем оригинальный и классный продукт. И я правда очень радуюсь успехам своих коллег каждый раз, когда вижу на улице пакет, скажем, 12Storeez, Ushatava или SiammSiamm».
Avgst
Год создания: 2014
Стартовый капитал: 30 тыс
Магазинов : 1 собственный магазин в Москве, 1 — в Екатеринбурге, 1- в Санкт-Петербурге, партнерские продажи в ЦУМе
Наташа Брянцева, основательница Avgst:
«В Екатеринбурге продаются замечательные сувенирные магниты, сделанные из бетона. На них три слова: Урал. Сурово. Сильно. Думаю, это и есть наш дизайн-код. Это всегда про функциональность, про честный подход, применимость, носибельность и удобство. Возможно успех уральских марок связан с местным контекстом и менталитетом. Тут очень сильное чувство самодостаточности и самости. Типа мы тут сильные и все сможем, сейчас все решим. Тут не принято вести долгие разговоры и долго запрягать. У людей даже скорость речи другая, некогда на гласные рот раскрывать. Поэтому если у кого-то появляется некое намерение (шить одежду, вязать свитера или делать ювелирку), то до его реализации путь может быть короткий и быстрый: ты найдешь наставников, профессионалов, подрядчиков, материалы, все что тебе нужно, чтобы от замысла перейти к делу.
Мы развиваемся очень поступательно и не делаем длинных планов. В какой-то момент появилось понимание, что есть достаточно ресурсов, чтобы прийти в Москву. Сейчас есть силы и наглость думать, что можно посмотреть на Европу. Нам помог интерьер, сделанный Гарри Нуриевым (Crosby studios). Каждый третий делает тут фото. Так что блоггерами становятся все те, кто к нам заходит. В нашем желтом магазине как будто эндорфины выделяются, и тут очень комфортно. И еще люди. У нас очень классная команда работает в магазине. Настоящая семья. Продавцы – это самые главные люди в «Августе»».
SiammSiamm
Год основания: 2012
Стартовый капитал: 1 млн
Цена юбки: 6000 р.
Хит продаж: корсет и баска
Магазины: 3 (1 в Москве, 1 в Екатеринбурге, 1 в Тюмени)
Любимые бренды: The Row, Acne, Zadig & voltaire, Stella mccartney, R13, Dries van noten, Balenciaga, Yohji Yamamoto
Команда SiammSiamm:
«К вопросу наращивания популярности мы подошли планомерно и двигались в этом направлении без лишних толчков. На узнаваемость марки, безусловно, влияет совокупность различных факторов — и финансовые просчеты, и работа с медийными лицами, и, наверное самое главное и основное, это абсолютное понимание нашего клиента. Что касается кризиса, то нет минуса без плюса. Он стал плодотворной почвой для развития многих русских дизайнерских брендов и нашего в том числе.
Разумеется здорово, когда качество русской продукции превышает качество многих представителей известных масс-маркетов. При этом форма, архитектура, дизайн одежды соответствует трендам и при этом имеет приятный, конкурирующий с тем же масс-маркетом, ценник. Конечно все это вместе сработало в положительную сторону. Сейчас, будем откровенны, мы тотально возвращаемся к покупкам у мировых брендов. Сегодня нет проблемы приобрести дорогие вещи. И русские дизайнеры стали уже отдельной нишей. Теперь это не альтернатива другим маркам, одежду которых мы не можем себе позволить в связи с кризисом, а часть культуры. И, конечно же, приятно наблюдать клиентов, которые умело сочетают в своем гардеробе вещи и аксессуары русских дизайнеров, и нашей марки в том числе, с вещами и аксессуарами мировых брендов. Все это выглядит крайне эстетично и привлекательно».