Произошедшее на Хохловской площади войдет в учебники для урбанистов: успешный городской проект стал жертвой собственной популярности. Амфитеатр вокруг древней стены сразу после создания обсуждали как пространство, в котором ничего не должно происходить, городское нечто или ничто. Но очень быстро оно стало популярным, и на Маросейке, где до этого бюджетные кафе и узкие тротуары создавали шарм, несовместимый с приличной публикой, она появилась в большом количестве. Ресторан процветал, авторы «Моей улицы» (проекта пешеходизации и переустройства публичных пространств центра Москвы. — Forbes Life) гордились.
С какого-то момента место стали называть «Ямой», и компания молодых ребят создала аккаунт с таким названием. Набирая популярность, он привлекал других подростков и вот уже скоро это место снова стало маргинальным: разбитые бутылки, мат и драки вернули Маросейке ее утерянное лицо в концентрированной форме. Другой блогер — Лев Против — стал приходить туда, развязывая конфликты для раскрутки своего YouTube-канала. Местные жители, которым вся эта городская активность мешала нормально жить, не знали, что делать. Власти закрыли яму на реконструкцию, потому что непонятно, что вообще делать в этой ситуации.
Когда война инстаграма с ютубом разворачивается на городской площади, никто не знает, что с этим делать, — по крайней мере, пока.
Классическая музыка всегда считалась лучшим репеллентом от хулиганов — но спасет ли Моцарт от войны за подписчиков?