К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Цари, бурлаки, казаки: 10 главных работ Ильи Репина

Цари, бурлаки, казаки: 10 главных работ Ильи Репина
В Третьяковской галерее открылась ретроспектива Ильи Репина. На какие картины стоит обратить особое внимание?

Грандиозная выставка Ильи Репина открылась в Третьяковской галерее. 170 живописных и 130 графических работ собрали из 35 музейных и частных коллекций. Только из Русского музея на выставку приехали 80 работ, среди них грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» весом 600 кг и размером 35 кв. м. На выставке показывают не только самые известные произведения Репина, но и поздние работы, написанные в эмиграции, которые хранятся в зарубежных коллекциях.

Еще при жизни Репин получил звание классика и стал флагманом русского критического реализма. Он одинаково убедительно писал бурлаков и монархов, революционеров и их гонителей, вольных казаков и утонченных интеллектуалов, исторических персонажей и героев своего времени. Его картины, собранные на одной выставке, составили пеструю картину русской жизни со всеми своими противоречиями и метаниями, характерными для переломной эпохи.

«Бурлаки на Волге», 1870–1873
DR

«Бурлаки на Волге», 1870–1873

Идея написать «Бурлаков» появилась у Репина еще в студенческие годы. Как-то, отправившись с друзьями на пароходную прогулку по берегам Невы, он увидел бурлаков, тянущих  барку. Рядом фланировала нарядная безмятежная публика, и этот контраст поразил художника. Позже Репин специально ездил на Волгу, где писал портреты бурлаков с натуры. Молодой художник сидел с работягами у костра, разделял с ними пищу и много разговаривал. В истории даже сохранились имена главных героев. В центре главной тройки изображен поп-расстрига Канин, рядом справа Илька-матрос, склоненный от натуги, а паренек Ларька, который подтягивает ремень, еще не приноровился к непосильной ноше. «Бурлаки» стали метафорой тяжкой доли целого народа, за что картину высоко оценил известный арт-критик Владимир Стасов. Картина принесла Репину первый успех. На Всемирной выставке 1873 года в Вене она завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем.

 «Садко в подводном царстве», 1876

«Садко в подводном царстве», 1876

После окончания Академии художеств Репин едет за границу. Он путешествует по Италии, Франции, знакомится с новейшими художественными течениями. Пробует себя в импрессионизме, написав «Парижское кафе», но все же импрессионистом не становится. В одном из писем он пишет Крамскому: «Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. И здесь наша задача — содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы». За границей Репин задумывается о чертах национального характера и пишет картину «Садко», в которой явно выражено неприятие сказочным русским героем «заморских» красот. Хотя сам Репин считал картину своей неудачей, именно за нее он получил звание академика Академии художеств.

«Крестный ход в Курской губернии», 1883

«Крестный ход в Курской губернии», 1883

Свой «Крестный ход» Репин увидел, когда гостил в родном городе Чугуеве, расположенном в Харьковской губернии. Религиозное шествие под палящим солнцем по пыльной дороге поразило художника. Саму картину он писал семь лет, с 1876 по 1883 год, сделав несколько ее вариантов. В «Крестном ходе» поражает разнообразие характеров: всего художник написал более 70 персонажей, чтобы сложить «целостную картину народной жизни». Кажется, что крестный ход должен объединять бедных и богатых в единой вере, однако и здесь Репин подчеркнул пропасть между разными сословиями. Главное внимание в картине привлекает горбун, написанный с реального человека, послушника Хотьковского монастыря. «Крестный ход», как и большинство работ Репина, вызвал неоднозначную реакцию современников. Игорь Грабарь писал, что картина «окончательно установила за Репиным репутацию первого художника России», другие видели в ней «не беспристрастное изображение русской действительности».

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885

Считается, что Репин задумал «Ивана Грозного» как параллель к трагическим событиям 1881 года — убийству царя Александра II и казни народовольцев. Так как изобразить реальные события не представлялось возможным, художник нашел параллель современности в истории. И все же картина вызвала недовольство царя Александра III, который лично приказал не допускать ее до выставок. Впрочем, запрет был все же снят. Репин несколько раз переписывал картину, в том числе уже тогда, когда ее купил Третьяков. Доходило до анекдота. Когда коллекционера не было дома, пришел Репин и «изменил в тоне» не только лицо царя, но и «подправил» картину «Не ждали» и «добавил пыли» в «Крестный ход». А после того, как в 1916 году иконописец Абрам Балашов нанес картине три удара ножом, которые пришлись по лицу царя, его переписали еще раз — сначала сам Репин, а потом Игорь Грабарь. Совсем недавно, в 2018 году, картину повредил еще один вандал, ударив в трех местах фигуру царевича. Сейчас многострадальное полотно на реставрации.

«Портрет композитора М. П. Мусоргского», 1881

«Портрет композитора М. П. Мусоргского», 1881

«Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный, изысканный, брезгливый...» — в этом описании невозможно узнать человека, которого мы видим на портрете Репина, но именно таким Мусоргский запомнился современникам до того, как его сгубила привязанность к крепким напиткам. Портрет был написан за несколько дней до смерти известного композитора, автора оперы «Хованщина» и члена объединения «Могучая кучка». Будучи тяжело больным, он находился в Николаевском военном госпитале. Репин написал портрет за четыре дня прямо в палате, понимая, что его товарищ находится «перед лицом вечности». Дружеские отношения связывали Репина с Мусоргским на протяжении многих лет. Его единственный прижизненный портрет стал одной из вершин портретного мастерства Репина.

«Портрет В. Стасова», 1883

«Портрет В. Стасова», 1883

Владимир Стасов был не просто художественным критиком, но идеологом двух объединений: «Могучей кучки» и Товарищества передвижных выставок. Именно идеи Стасова, требование беспристрастного изображения «правды жизни», сочувствие судьбе народа легли в основу репинских «хоровых» картин. «Хоровой картиной» называли многофигурные композиции, устроенные по принципу многоголосия. Репин долгие годы дружил со Стасовым, в своих мемуарах называя его «рыцарем в благороднейшем смысле слова». Стасов на репинском портрете не только «идейный вождь» русского критического реализма, властитель дум, перед которым трепетали художники, но и консерватор, яростный противник нового движения «искусства для искусства».

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880–1891

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880–1891

«Запорожцы» стали выражением вольного духа и народного полнокровия. Сам Репин писал о своих героях так: «Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства». В основу сюжета легла история о том, как в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили дерзкое письмо: «Ты — шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!..» Репин писал картину более десяти лет, при этом его семейство вместе с художником погрузилось в изучение обычаев и нрава запорожцев. Репин читал вслух стихи и рассказы о Сечи, а дети знали наизусть всех героев гоголевского «Тараса Бульбы».

«Не ждали», 1883–1888

«Не ждали», 1883–1888

«Не ждали» — одна из картин цикла, посвященного судьбам первых русских революционеров-народников. В 1870–1880-е годы революционное движение переживало подъем и жестоко подавлялось государством. Репин, как и многие, идеализировал молодых революционеров, проводя параллели между судьбой народовольцев и жертвенным подвигом Христа. Его картины народовольческого цикла часто имеют композиционное сходство с религиозными сюжетами. Возвращение осужденного революционера, вероятно с каторги или из ссылки, в глазах его родных было равнозначно воскресению. Картина появилась на Передвижной выставке вскоре после амнистии ссыльных народовольцев. Лицо ссыльного Репин написал со своего друга, писателя Всеволода Гаршина, который также позировал ему для образа царевича Алексея.

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», 1901–1903

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», 1901–1903

К столетию Государственного Совета Репину была заказана масштабная картина, представляющая групповой портрет государственных деятелей. Гигантский холст размером почти четыре на девять метров писался в кратчайший срок — в течение трех лет. Едва ли не большей ценностью, чем вся картина, обладали этюды, написанные с необыкновенной свободой. Всего к картине написано 48 портретов чиновников, в том числе таких высокопоставленных, как Победоносцев. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце, часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Полученные за картину десять тысяч рублей художник направил на нужды флота.

«Гопак. Танец запорожских казаков». 1926–1930

«Гопак. Танец запорожских казаков». 1926–1930

Последние годы жизни Репин провел в своей усадьбе «Пенаты», расположенной в местечке Куоккала, которое после 1918 года отошло Финляндии. О порядках, царивших в «Пенатах», ходили легенды. Вторая супруга Репина Наталья Борисовна Нордман была сторонницей здорового образа жизни, вегетарианкой, которая и гостей потчевала «сенным супом». По средам в «Пенаты» съезжался цвет русской интеллигенции — Горький, Стасов, Куприн, Андреев, Трубецкой, Чуковский. Здесь Репин написал и свою последнюю картину «Гопак», так же, как и «Запорожцы», выражавшую вольный дух народа. Испытывая трудности с художественными материалами, Репин писал «Гопак» на линолеуме, который частично просвечивал сквозь краски. После революции Репина неоднократно пытались возвратить в Советскую Россию, однако он так и не принял новую власть и до конца своих дней прожил в Куоккале, где скончался в 1930 году в возрасте 86 лет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+