К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Forbes Life обсудил рынок российского современного искусства в 2018 году

Forbes Life обсудил рынок российского современного искусства в 2018 году
10 декабря на «Винзаводе» в пространстве «Галереи 21» Forbes Life провел дискусcию «Все продается, все покупается» по итогам продаж на ярмарке Cosmoscow-2018

По данным исследовательского агентства InArt, продажи на ярмарке Cosmoscow составили €1,3 млн. О чем говорят эти цифры, что происходит на рынке современного искусства — Forbes Life обсудил с галеристами, искусствоведами, коллекционерами и руководителями музейных коллекций.

Модератором дискуссии стала Яна Жиляева, шеф-редактор Forbes Life. Открыла обсуждение Маргарита Пушкина, основатель и владелец ярмарки Cosmoscow, отметившая, что согласно исследованиям, которые ярмарка проводит вместе с проектом InArt, в 2017 году результатами своих продаж поделились 75% галеристов. В этом году в исследовании приняли участие 90% галерей. «Прозрачность осуществляемых сделок стабилизирует рынок, вселяет уверенность в участников, — заметила Маргарита Пушкина. — Мы стремимся к консолидации, укреплению и развитию российского арт-рынка. Ярмарка растет и развивается параллельно, одновременно с рынком. Мы не стремимся стать ярмаркой-блокбастером. Мы делаем акцент на качество, а не на размах. Среди художников растет число авторов моложе 35 лет. В 2017 году — 36% (и 52% от 35 до 50), а в 2018-м — 41% (и 44% от 35 до 50 лет). Растет число участников. В 2017 году 54 галереи представляли работы 175 авторов. В 2018 году 66 галерей продавали работы 239 авторов. Если говорить о моих впечатлениях, то я вижу новые лица, новых коллекционеров, галеристы устанавливают новые контакты. Иностранные СМИ отмечают, что Cosmoscow обладает яркой индивидуальностью. Галерейные продажи за год выросли на 6,7%. В этом году в сумме они составили €1,3 млн. Понять, много эти или мало в реалиях нашей страны, — вот цель нашего разговора».

Владимир Смирнов, член попечительского совета ярмарки, основатель Фонда поддержки современного искусства Владимира Смирнова и Константина Сорокина, так оценил значение ярмарки Cosmoscow для развития рынка современного искусства в России: «Такая площадка необходима нашей стране, это ценная инициатива для этого места и этого времени. Все развивается постепенно. Нельзя сравнивать тех, кто только начинает, с теми, кто существует на рынке десятилетиями».

 

Сергей Попов, владелец галереи pop/off/art: «Формат участия в Cosmoscow для российских галерей с ограничением не более двух художников на стенде оправдал себя. Как показывает практика, это делает стенды крепче, ярче, заставляет галеристов концентрироваться. Есть художники с низким и высоким коммерческим потенциалом. В этом году мы распродали большую часть работ, представленных на стенде. В следующем году у нас будет сольный стенд одного художникам. Мы его уже выбрали. Нужно ли считать рыночные показатели? Это необходимо. Да, €1,3 млн — это скромно, но мы можем быть уверены в этих цифрах. В мультфильме «Козленок, который считал до десяти» стоило козленку посчитать всех пассажиров лодки, как она сразу же перестала тонуть».

К дискуссии по cкайпу из Лондона присоединился Игорь Цуканов, коллекционер, меценат, глава Tsukanov Family Foundation: «На аукционах сейчас покупателей гораздо меньше интересует современное искусство, чем искусство конца XIX — начала XX века. В России существует небольшое число галерей современного искусства. 90% продаж делают 4-5 клиентов».

 

Григорий Орехов, художник, владелец Orekhov gallery, установившей рекорд продаж на Cosmoscow-2018 (его скульптура Agatha была продана за €50 000): «Благодаря Cosmoscow у нас заметно растет число покупателей».

Елена Селина, основатель и владелец XL галереи, сообщила, что ей пришлось даже сдать билеты в Лондон на Frieze, так как у нее было очень много дел в Москве — нужно было закрывать сделки после Cosmoscow.

Ксения Подойницына, владелица «Галереи 21», основатель аналитического агентства InArt: «Иметь 4-5 постоянных клиентов — это «золотое правило» любого галериста. Но общий список коллекционеров российского современного искусства больше 200 человек. InArt — это не только аналитика. Это база из 1500 современных российских художников, основываясь на которой, мы считаем объем российского рынка современного искусства за год. Он включает и аукционные продажи, и результаты Cosmoscow. В 2017 году, по нашим данным, объем рынка составлял €20,3 млн. В 201-м — €22,41 млн. Это рост на 20%».

 

Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»: «Ярмарка занимает важное место в структуре арт-рынка. Она проходит регулярно. Она демонстрирует рост. Она стабилизирует рынок. Мы видим, что галерей становится больше».

Михаил Сидлин, арт-критик: «Мы видим непостоянство в списке топ-художников на ярмарке Cosmoscow. По сравнению с ярмаркой 2017 года в 201-м не было «голубых фишек» нашего арт-рынка».

Михаил Каменский, искусствовед: «Cosmoscow действует как институциональный лидер. Ярмарке удалось построить успешную модель. Сторонний наблюдатель смотрит на арт и на публику с одинаковым интересом. Ярмарка дает ежегодное ощущение полноты жизни. Рынок — это любовник, который вот-вот должен прийти и одарить подарками. Пока воздействие этого любовника соизмеримо с комариными укусами».

Что делать, чтобы рынок развивался?

Ксения Подойницына: «Раскрывать цифры. Нужна вера российских коллекционеров в российских художников».

 

Сергей Попов: «Если сравнить Cosmoscow с «Арт Москвой» по динамике объемов продаж, то мы сейчас на уровне 2004 года. Растет количество галерей. На Cosmoscow-2018 было много новых имен, молодых художников. Когда проводилась «Арт Москва», было принято жаловаться, что ярмарка показывает постоянно одни и те же топовые имена. Сейчас, выбирая художников для стенда, мы всегда думаем о том, кто из них соответствует динамике ярмарки, рынка. Или о том, что кого-то из художников нужно «подтянуть» до этого уровня. Аукционам важно продать здесь и сейчас. Галеристам важна работа на перспективу. Огромное количество новых коллекционеров. Это безусловная заслуга Cosmoscow. Мы тоже активно закрываем продажи еще несколько месяцев после ярмарки. Тренд на регионы».

Владимир Смирнов: «Рынок есть. И он находится в стадии развития, а не в стадии стагнации».

Влияние Cosmoscow на развитие современного искусства в России отметила Ирина Горлова, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи: «Про продажи я сказать ничего не могу, но мне кажется важным, что Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow занимается не только организацией ярмарки, работой с коллекционерами и галереями, но и поддерживает молодых художников, развивает партнерские отношения с российскими музеями, проводит продуманные образовательные программы. В прошлом году фонд передал в дар Третьяковской галерее несколько ключевых произведений Андрея Кузькина. Этот вклад в коллекцию очень важен для нас, ведь в собрании галереи до этого, за редким исключением, не было работ авторов поколения 2000-х годов.

Можно подумать, что, сотрудничая с музеями, Cosmoscow прежде всего преследует цели повышения статуса художников, произведения которых оказываются в государственных собраниях, тем самым помогая их продвижению и на рынке. Но надо отметить, что фонд не навязывает конкретные работы, право выбора автора и произведений остается в данном случае за музеем. А для музейных специалистов показатели коммерческой успешности и востребованности работ на рынке не играют значимой роли».

 

Надежда Степанова, арт-директор Института русского реалистического искусства, основанного Алексеем Ананьевым, отметила: «В 2016 году сразу после Cosmoscow в собрание ИРРИ попала работа Семена Файбисовича «Ожидание» 1989 года. Она была одним из хитов ярмарки, и мы сразу же поместили ее в постоянную экспозицию. В этом году в нашей коллекции появилась работа Павла Отдельнова «Опасная зона». Ее на ярмарке выставляла галерея JART. Уже сейчас мы выдаем ее на внешние выставки — ближайшая пройдет в ММСИ в начале следующего года».

Настроение вечера создавали коктейли французского дома Remy Martin.

Маргарита Пушкина
DR

Маргарита Пушкина

Алиса Будунова, Елена Курбацкая, Григорий Орехов
DR

Алиса Будунова, Елена Курбацкая, Григорий Орехов

Анастасия Шавлохова
DR

Анастасия Шавлохова

Владимир Смирнов и Алиса Прудникова
DR

Владимир Смирнов и Алиса Прудникова

Ирина Горлова
DR

Ирина Горлова

Ксения Подойницына и Наталия Гандурина
DR

Ксения Подойницына и Наталия Гандурина

Михаил Каменский
DR

Михаил Каменский

Надежда Миндлин
DR

Надежда Миндлин

Надежда Степанова, галерея «Треугольник»
DR

Надежда Степанова, галерея «Треугольник»

Сергей Попов
DR

Сергей Попов

Елена Жукова, Симон Мраз, Надежда Степанова, ИРРИ
DR

Елена Жукова, Симон Мраз, Надежда Степанова, ИРРИ

Софья Троценко
DR

Софья Троценко

Эльвира Тарноградская
DR

Эльвира Тарноградская

Яна Жиляева, Сергей Попов, Ксения Подойницына
DR

Яна Жиляева, Сергей Попов, Ксения Подойницына

DR

Минеральная вода Perrier.

Гости вечера дегустировали коктейли на основе Remy Martin.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+