Швед Эстлунд, обладающий неповторимо армянским именем, — еще один режиссер, которого можно назвать новым мэтром 2010-х. У него для этого есть теперь еще и официальные права. Именно его «Квадрат» завоевал в последнем Канне главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». И я вам сейчас в одной страшной вещи признаюсь.
Если бы я, как президент каннского жюри, выбирал между «Нелюбовью» Звягинцева, завоевавшей самые высокие оценки мировой критики в британском журнале Screen International (но не столь высокие французских критиков в Le film français), и «Квадратом», то я бы выбрал Эстлунда. Потому что, пожалуй, никто в современном кино не рисовал столь смешной сатирический портрет современной… хотел написать буржуазии, но предпочту более широкое понятие: современного истеблишмента. Этот истеблишмент настолько упоен властью и деньгами, что, во-первых, перестает различать — в том же искусстве, — что талантливо, а что бездарно, а во-вторых, стесняется постоять за себя. Потому что опять же, если денег слишком много, то трудно понять, где можно, а где нельзя проявлять политкорректность.
Главная претензия к фильму Эстлунда: он длинноват. Да бог с ним, что длинноват. Это редчайшая сегодня точная и тонкая сатира на современную Европу. В фильме столько смешнейших деталей, что их не пересказать. Да и не стоит — во избежание спойлеров.
В отличие от знаменитейшего шведского абсурдиста и сюрреалиста Роя Андерссона Рубен Эстлунд придумывает ситуации, которые вполне возможны в жизни. Самая ударная из них (можно, я все-таки кое-что выдам — тем более, что об этом уже писали и другие?) — перформанс в Музее современного искусства.
Современное искусство — это вообще недоразумение, в чем все чаще честно признаются и сами арт-критики. На что-то почему-то установлена высокая цена — и это считается настоящим искусством, хотя смотреть на это невозможно, и, если перевернуть картину или перелопатить инсталляцию, никто ничего не заметит.
Главный герой фильма — директор Музея современного искусства. В один из вечеров, зазвав истеблишмент в смокингах, бриллиантах и платиновых запонках, он устраивает суперперформанс, выпуская русского по имени Олег Рогожин — намек на Олега Кулика и прочих русских «монстров» актуального искусства. Играет его при этом американец, при участии которого компьютерно моделировали последнего «Кинг-Конга». Буржуазная публика сидит за столами. Художник-перфекционист издевается над ней как хочет. Только когда он тащит одну из дам, чтобы изнасиловать, мужчины-буржуа срываются с места, чтобы его замочить.
И в этом тоже свой смысл. Их политкорректность — не врожденная. Она до поры. Перейди черту — и эти современные буржуа в запонках с бриллиантами схватятся за ножи, топоры, дубины. В них сидит древняя дикость — и только дайте им повод кого-то варварски убить.
Лично я узнал об Эстлунде три года назад, когда в Канне, но во внеконкурсном «Особом взгляде», показали его «Форс-мажор». Он тоже был смешной и в то же время тревожил — ощущение опасности не покидало ни на минуту. Фильм был про молодую семью (он, она, их дочь и сын, которым меньше десяти), приехавшую покататься во французские Альпы. Семья — явно счастливая — остановилась в престижном отеле. Все ничего, пока не случается аврал: в горах регулярно взрывают лавины для их искусственного схода, и один неверно просчитанный взрыв едва не накрывает террасу отеля, где как раз обедает счастливая семья.
И папа дает деру, оставив за столом жену и детей, но не забыв прихватить с собой мобильник. А потом трусит признать, что струсил. В итоге его жена впадает в депрессию и размышления, стоит ли хранить верность мужу и избранной жизни. Но затем приходит к выводу, что мужчины — те же дети. У нее не двое детей, а трое, и надо нести ответственность за всех. В конечном счете фильм приходит к, возможно, тривиальному, но здравому выводу, что какие мы ни есть, все мы люди и надо прощать близким их слабости. Многие критики уже тогда были уверены, что фильм достоин главного каннского конкурса.
Что же, Эстлунд его удостоился. Теперь окончательно ясно, что фильмы этого парня надо отслеживать.