Ольга Епифанова — владелец московского бутика «Акценты».
Огромное пространство салона в выставочном центре Nord villepinte — 130 тысяч кв м — разделено на три главных темы. Первая — maison (дом) — занимает шесть павильонов: здесь собрано все, что касается интерьера, от массивной мебели (всего на выставке 708 мебельных брендов) и всевозможных световых решений (408 компаний) до мельчайших аксессуаров совершенно разных стилей и направлений (домашний текстиль показывают 608 брендов и 168 — ковры). В этом году интерьерная тема разбита на шесть секций: эклектика, уют, элегантность , актуальность, детали, ароматы. Вторая тема — objet (предмет): одежда, аксессуары, детские игрушки, кухонная утварь, начиная от ножей и заканчивая дизайнерскими блюдами в единственном экземпляре. Третий сектор выставки — influences (дословно — веяния). Это всего два павильона, но здесь собрано все хулиганское и экспериментальное — то, что выбивается из общего более умеренного темперамента первых двух секторов.
Несмотря на эклектичность салона, каждый раз объявляется одна главная тема. В этом году заявлена тема Silence (тишина). Автор идеи — французский дизайнер, креативный консультант выставки Элизабет Лериш. Сегодня, когда личное пространство сжимается и все сложнее укрыться от какофонии звуков, которая преследует нас на каждом шагу, тишина становится роскошью, подчас недоступной, — эту идею Лериш реализовала в своей инталляции. Черный куб, внутри которого по стенам развешаны телевизионные экраны и с разных сторон напирают звуки, бесцеремонные и громкие. Выход из комнаты по коридору, в конце которого виднеется светлый экран с мерцающим словом Silence — переход от раздражающего звукового хаоса к успокаивающей тишине. Тишину здесь можно увидеть, потрогать и послушать через специальные наушники, транслирующие работы экоакустика Гордона Хэмптона, записывающего тишину. Например, молчание вулкана Халикала на Гавайских островах.
Минимализм, однородность текстуры и спокойствие цвета отличают и другую экспозицию Элизабет Лериш So Craft, которую дизайнер посвятила художникам-ремесленникам из Ateliers d’art de la France. Здесь изящное дерево из тонкой бумаги, шлепанцы, каска и очки для плавания из белоснежного фарфора, фарфоровое колье в виде связки миниатюрных чашечек и чайничков, зайцы и слоны в бальных платьях из папье-маше — все ручная работа.
Нехватка тактильных ощущений, усталость от многочисленных экранов и бесплотных образов — еще один тренд, который выделили организаторы выставки, назвав его «бумажный бум». Многофункциональный смартфон, говорят они, может, и незаменимый атрибут современного делового человека, но радости от него никакой. Поэтому в XXI веке свои позиции отвоевывают записные книжки. Так, пионер в сфере бумажного дизайна — французская компания Papier Tigre — скоро откроет свой первый бутик в Японии, стране с традиционным культом хорошей бумаги. А Сильви Бетард — основательница компании La Petite Papeterie Francaise, которая делает дизайнерские блокноты из переработанных пищевых отходов — говорит, что уже и владельцы крупных брендов стали воспринимать корпоративные записные книжки и ежедневники, не просто как утилитарный предмет, а как вещь, которая требует воображения. Кстати, модный дом Hermes недавно выпустил дизайнерские блокноты с узнаваемыми шелковыми обложками.
Одно из самых обсуждаемых событий на Maison et Objet — номинация дизайнера года. В этот раз им стал французский художник и сценограф Пьер Шарпен. Последователь Ле-Корбюзье, ценитель лаконичности и функциональности, он легко опознается по живым, текучим, биотическим формам, ровным, контрастным цветам. Объекты Шарпена создают ощущение легкости и радости, поэтому его работы — вазы, посуду, столы и кресла — иногда сравнивают с игрушками.
Особое веяние этого года, хотя ему не посвящено отдельного пространства в разделе Influence, — тема тропиков. Тропический настрой ощущается сразу при первых шагах по выставке, ловится взглядом. Пальмы, кактусы, фламинго, попугаи, цвета сочный зелёный, яркий желтый, присутствующие и в текстиле, и в освещении, и предметах декора, и в украшениях. Салон четко завляет: человеку нужно новое комфортное безопасное пространство, яркое и дизайнерски смелое.