К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мир «нельзя»


Итак, все заново — российская власть готова к приватизации государственных компаний. Президент Владимир Путин официально подтвердил планы продажи акций государственных компаний в 2016 году. Список компаний, попавших под приватизацию, пока неизвестен, о нем можно только догадываться, в том числе по составу участников совещания у президента. Руководители «Роснефти», РЖД, ВТБ, «Совкомфлота», «Аэрофлота», «Алросы» и «Башнефти», а также профильные чиновники прослушали наставления Путина о том, какой должна быть приватизация. Точнее, о том, какой она быть не должна — контрольные пакеты продавать нельзя, участвовать в конкурсах прямым конкурентам нельзя, допускать покупателей «без стратегии развития компании» нельзя, продавать офшорам и компаниям «вне российской юрисдикции» нельзя, кредитовать покупки в госбанках тоже нельзя.

«Нельзя» вообще сейчас самое распространенное слово в России. Нельзя (по факту, не по Конституции) участвовать в собраниях и митингах, нельзя позволять вольности в СМИ и соцсетях и много чего еще. Это «нельзя», как вирусная зараза, давно расползлось за пределы политики и государства и все чаще обнаруживается в частной жизни россиян и экономическом устройстве.

Мир, в котором «нельзя» стало главным словом, полон расходов и дополнительных издержек. Предприниматели скачут через многочисленные запреты как по полосе препятствий, бессмысленно растрачивая время и деньги. Идеи, которые за пределами этого искривленного пространства меняют общество и экономику, здесь будто вязнут в болоте. Товары и услуги местного производства без серьезной конкуренции консервируются и востребованы внутри, а не снаружи. Это мир психологических стариков и страха перемен, где главная задача — «дожить» до отмены санкций, до отскока нефтяных цен, до долгожданного краха американского доллара…

 

Иногда ожидания не оправдываются и приходится признавать очевидное. Вдруг выясняется, что вечные разговоры экономистов с западными корочками про эффективность частной собственности и конкуренции — не проплаченная Западом болтовня. Что заявления, к примеру, экономиста Сергея Гуриева, в 2007 и 2011 годах призывавшего к скорейшей приватизации госсобственности, поскольку «это лучшее время, на пике благоприятной конъюнктуры», — не попытка отнять собственность у суперэффективных госменеджеров, а вполне здравый совет.

Но в мире «нельзя» признание очевидного происходит только в худшее время, когда продать госсобственность задорого и так непросто, а при наличии пяти «нельзя» эта задача выглядит вообще невыполнимой. Купить, что называется, «на себя» и на свои миноритарный пакет в госкомпании, действующей на другом рынке и управляемой мощными «тяжеловесами» вроде Игоря Сечина, да еще после истории с реприватизацией «Башнефти» — то еще предприятие.

 

То есть идеальный претендент на приватизационном конкурсе — 2016 выглядит примерно так. У него много собственных денег — деньги госбанков привлекать нельзя, западные кредиты привлечь невозможно из-за санкций, а получить финансовую поддержку у Китая и Индии без российского государства вряд ли получится. Он прошел кампанию национализации капиталов и антиофшорную «очистку» 2014–2015 годов — а решившихся принять условия государства среди крупных российских бизнесменов не так уж и много. Он хочет расширять границы своей многоотраслевой империи и при этом дружен с руководителями госкомпаний, людьми, как известно, чрезвычайно самостоятельными и щепетильными. Таких бизнесменов в России сейчас раз-два и обчелся. Найти их очень просто — например, в нашем рейтинге господрядчиков. При заданных входных условиях залоговые аукционы, которые апологеты нынешней власти любят приводить в качестве примера кошмаров «лихих 90-х», могут показаться невинным эпизодом истории.

Ведь в мире «нельзя» всегда есть те, кому можно. И, как правило, это те самые люди, которые всем говорят «нельзя».

P. S. До свидания!

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+