Российскому бизнесу невыгодна новая административная реформа.
Некоторые читатели Forbes сталкивались с государственными надзорными и контрольными органами. Вероятно, встречи оставляли разное впечатление, но, скорее всего, не способствовали желанию вложить в российскую экономику еще денег. Действительно, именно действия гражданских надзорных органов давно объявлены преградой в развитии российского бизнеса.
Есть две версии превращения гражданского надзора в bête noir (с фр. «предмет ненависти») российской экономической системы. По одной, с исчезновением бандитов, которые четко решали вопрос с «санитарными надзирателями», последние обнаглели и «вышли из берегов» в административно-коррупционном раже. По второй, бизнес просто не может объяснить, почему у него вроде все есть, а ничего не получается (ситуация характерная и для многого другого в России), вот и валит все на мелких надзирателей.
Так или иначе, в рамках программы стимулирования экономического развития российские власти приступили к урегулированию проблемы административного давления российских надзоров на российский бизнес.
Задача оказалась, как ни странно, довольно простой в исполнении. Минэкономразвития разработало проект закона об упорядочивании работы контрольно-надзорных органов. Закон должен унифицировать правоприменительную практику контрольно-надзорных органов — порядок формирования планов проверок, критерии отбора проверяемых объектов, методы и процедуры контроля, оформление результатов, вынесение санкций, отчетность. Законом также вводится процедура формирования планов проверки исходя из оценки риска совершения правонарушения, вводится и категорирование объектов проверок по степени общественной опасности. Предполагается формирование общей базы данных контрольно-надзорных органов о результатах контрольных мероприятий и вынесенных решениях о санкциях к нарушителям.
Само по себе упорядочение и формализация деятельности надзоров — положительный факт для бизнеса. Важно и то, что объекты воздействия (как предприятия и индивидуальные предприниматели, так и граждане) могут ознакомиться с планами, ведомственными инструкциями и результатами проведенных надзорами проверок.
Вводимые законопроектом нормы потребуют серьезных усилий и времени. И время будет, поскольку правительство параллельно готовится к принятию законопроекта, серьезно ограничивающего на три ближайших года проверки в отношении малого и среднего бизнеса. Так называемые надзорные каникулы позволят существенно сократить текущую программу контрольно-надзорной деятельности (в зависимости от отраслевой специфики от 20% до 50% текущих проверок) и тем самым сконцентрироваться на переходе к новым условиям работы.
Это все хорошо. Проблема в том, что потом необязательно начнется хорошая жизнь. Реформированные надзорные органы, предположительно, будут эффективнее осуществлять правоприменение — и это не всегда удобно для российского бизнеса. Предположительно (а как же иначе?), надзоры будут выявлять реальные нарушения и документировать их более аккуратно с правовой точки зрения. За счет стандартизации и унификации контрольных процедур судебная практика будет складываться гораздо быстрее — и скорее не в пользу бизнеса. Тем более если учитывать, что существующие сейчас технологические нормы и регламенты, за соблюдением которых и следят надзоры, в полной мере исполнимы лишь для незначительного числа предприятий.
В общем, вместо неразберихи, безответственности и мелких наездов возникнет более структурированная и жесткая система воздействия. Готов ли российский бизнес к тому, что будет трудно договориться с контролером? Нет, потому что в принципе в такое не верит. Готовится ли хотя бы к утяжелению процесса, создает ли страховые фонды на судебные разбирательства или действительно улучшает производственные процессы, чтобы «не загрязнять / не отравлять / не нарушать»? Нет.
То есть вполне очевидно, что тяжесть воздействия реформированных надзоров на российский бизнес будет существенно выше, чем нынешних, мелко-суетливых. Зачем же бизнес просил их реформировать? Неясно.
Собственно, это все старая история. Российскому бизнесу мешают хорошо работать. Когда помехи убирают, бизнес после некоторой недоуменной паузы указывает на вновь открывшиеся препятствия. Но реформирование контрольно-надзорных органов будет иметь логическое продолжение. Унификация основных процедур позволяет перейти к объединению надзоров. Если пока это практически невозможно в силу их принципиальной разнородности, то через два-три года станет вполне исполнимым. А объединенная надзорная структура (скажем, Ростехнадзор + Рос-потребнадзор + трудинспекция + пожарный надзор, а можно и еще что-то добавить) способна оказать на бизнес такое регулирующее воздействие, по сравнению с которым налоговики покажутся пушистыми котятками.