К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Потухший костер амбиций


Средний возраст участников русской «двадцатки» Forbes — 53,5 года. Всего пять лет назад со средним возрастом 45 лет россияне были самой молодой национальной командой в мировом списке Forbes. Теперь не так. Средний представитель китайского или бразильского списка уже моложе условного конкурента-россиянина.

В числе прочего старение российских миллиардеров ставит неизбежный вопрос о наследниках. В подавляющем большинстве случаев у участников рейтинга Forbes уже есть взрослые, совершеннолетние дети. Кто они, готовы ли вступить в права наследования, доверяют ли им отцы?

Пока нет — таков краткий итог исследования Forbes (см. стр. 49). Многие из детей вовлечены в бизнес родителей, некоторые начали собственные проекты. Однако за редким исключением масштаб этого бизнеса несоизмерим с предприятиями отцов, которые предпочитают тренировать детей на проектах внутри системы либо отпускают их в свободное плавание под присмотром своих партнеров или старых друзей.

 

Дети не хотят выходить на первые роли? Да нет, некоторые уже давно и усердно работают, как, например, Феликс Евтушенков (см. стр. 58) или Ольга Рашникова. Они не готовы рисковать? Есть примеры, свидетельствующие об обратном, — в частности, Эмин Агаларов или Антон Авдеев. Тем не менее в большинстве случаев наследники идут по проторенной дорожке, формально работая на тех или иных, не первых должностях в компаниях родителей или же возглавляя благотворительные фонды — меценатство, поддержка культуры, медицины, спорта… В общем, что-то очень приятное и «ненапряжное».

Мне кажется, ответ на вопрос, почему дети не рискуют прыгнуть выше планки, заданной их родителями, связан еще и со страновыми особенностями. Социальные лифты в стране фактически встали, уровень конкуренции крайне низок, в российском обществе, где вся государственная риторика свелась к сохранению традиций и разговорам про социальную справедливость, вообще не очень приветствуются предпринимательские успехи. У богатых детей нет не только амбиций сделать что-то крутое, но и страха потерять нажитое их папами. Общественная атмосфера в России, давно напоминающая болото, превращается в трясину.

 

Неслучайно один из участников списка Forbes, как он сам говорит, рад тому, что сын занимается собственным бизнесом в США. «Не в том дело, что на Западе спокойнее или выше качество жизни — это все я могу обеспечить и здесь, внутри страны. Но там у бизнесменов горят глаза, а молодые должны двигаться, крутиться…»

Незадолго до тюрьмы, в 2004-м году, Михаил Ходорковский отвечал на вопрос «Коммерсанта» «Что родители должны дать своим детям?». Ответ основного владельца ЮКОСа был краток: «Образование и здоровье. Остальное должны получать сами, иначе вырастут не дети, а спиногрызы». Другой член списка Forbes считает, что не менее важно воспитать в ребенке волю и амбиции: «Неважно, в чем — в бизнесе, спорте или науке — у ребенка должен быть навык достижения успеха». Продолжая эту мысль, можно заметить, что детям стоит также оставить страну, в которой они могут использовать свое образование, здоровье и амбиции. И в которой все это востребовано.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+