На выставку в Амстердам команда стартапа bright box отправилась на демоавтомобиле — хотели показать в действии свой новый продукт Remoto, позволяющий управлять некоторыми функциями в машине с телефона. Шанс проверить приложение в реальных условий появился раньше. Остановились на ночевку в одном из городков, а утром не могли найти машину. Украли? Эвакуировали? Иван Мишанин, один из основателей компании, сверился с телефоном — приложение обнаружило машину недалеко от отеля. Ее нашли по карте на соседней улице. Ночью муниципальные службы заботливо передвинули автомобиль — в темноте Иван с коллегами не заметили, что припарковались в зоне автобусной остановки.
«Это частая проблема для жителей больших городов, — говорит Виталий Баум, продуктовый менеджер bright box. — Опаздываете на встречу, бросили машину, а потом не можете вспомнить где. Точно так же на больших парковках в торговых центрах, в аэропорту». Remoto (от англ. remote — удаленный) умеет не только искать машину, но и контролировать климат в салоне, прогревая или охлаждая автомобиль еще до того, как в него сели, удаленно блокировать двери. Одним из первых клиентов компании стала девушка, которая никак не могла запомнить, закрыла ли машину, и каждое утро, добравшись до офиса на 17-м этаже, бегала проверять. За год у приложения появилось более 3500 пользователей. Разработчики верят, что это только начало.
Побочный продукт
Основатели bright box — Иван Мишанин и Александр Димченко — познакомились в консалтинговой компании Columbus IT, затем вместе работали в BrightConsult. Когда фирма сменила владельца, друзья задумались о создании собственного стартапа. Летом 2012 года родилась bright box, а инвестировал в нее бывший начальник Мишанина и Димченко, экс-гендиректор BrightConsult Иннокентий Белоцкий вместе с партнерами по фонду Cloud4Auto Ventures.
Мишанин и Димченко по прежней работе хорошо знали одну из главных проблем автодилеров: когда доходит до сервиса, клиенты обращаются к более дешевым неофициалам. «На третье ТО к официальному дилеру уже не приезжают, и, чтобы удержать клиента, ему надо вовремя звонить, делать спецпредложение», — объясняет Баум. Для решения этой задачи команда bright box разработала мобильную платформу DealerMobility, которая сообщает обо всех акциях дилера и помогает отправить заявку на обслуживание. За ее установку клиентам платят дилеры. Но услугами сервиса автовладельцы пользуются три-четыре раза в год, как убедить их чаще обращаться к продукту? «Родилась безумная идея, что если бы смартфон мог управлять автомобилем, человек гораздо чаще заходил бы в приложение», — вспоминает Иван Мишанин. Одновременно нужно было упростить задачу для дилеров — чтобы вовремя позвонить клиенту и позвать его на TO, хорошо бы узнать его пробег в режиме удаленного доступа. Стало понятно, что надо разрабатывать дополнительное оборудование и дополнительные функции.
Bright box провела опрос автовладельцев и выяснила, что в удаленном доступе им в первую очередь требуется климат-контроль, блокировка дверей, поиск автомобиля и оповещения об ударе и эвакуации машины. Мишанин и Димченко пытались убедить автопроизводителей в полезности приложения. «Все оценили идею, но хотели увидеть уже готовый прототип», — вспоминает Мишанин.
Готовность к экспериментам проявила KIA Motors Russia, ранее сотрудничавшая с Мишаниным и Димченко по другим проектам. «За полтора часа в пробке на пути к KIA мы нарисовали на коленке схему будущего устройства и основных функций приложения на паре листов формата А4», — говорит Мишанин. В ходе переговоров KIA убедила предпринимателей, что надо запускать Remoto не как дополнение к DealerMobility, а как отдельный продукт. «Если говорить о проекте Remoto, то мы считаем его очень оригинальным: компания bright box предложила идею, которая полностью соответствует нашему стремлению предоставлять уникальные и высокотехнологичные решения. Нас все устраивает», — говорит Артем Гусаров, управляющий директор KIA Motors Rus.
С момента первой встречи с KIA до отгрузки первой партии устройств Remoto прошел почти год. bright box решила сама взяться за разработку не только софта, но и электроники. Для производства оборудования нашли два завода — один в России, другой в Китае. По цене выходило одинаково, по срокам русские производители обещали сделать за месяц, а китайские — за три. Мишанин и Димченко заказали на каждом заводе по половине партии. В итоге отечественный подрядчик не выполнил заказ в срок, да и с качеством были проблемы. Выбор был сделан в пользу Китая.
Контроль со стороны
Создатели Remoto ориентировались на программу Volvo on Call, созданную Wireless Car (также разрабатывает IT-решения для Chrysler и Audi). Ее устанавливают 15% покупателей новых автомобилей Volvo в России. Программа рассчитана в первую очередь на состоятельных клиентов: туда включен и персональный ассистент, который дает водителю рекомендации, и возможность создать точку Wi-Fi в машине, и противоугонная система. Аналогичные системы есть у BMW, Mercedes, Jaguar и еще нескольких премиальных брендов.
В Remoto решили сделать ставку на массмаркет. «KIA продает в России машин в 5–6 раз больше, чем Volvo или Mercedes, при этом владельцам этих автомобилей хочется иметь те же премиальные опции, которые есть в дорогих автомобилях», — объясняет выбор ценовой ниши Иннокентий Белоцкий. Устройство Remoto стоит от 7000 рублей плюс 1500 рублей — годовая подписка на приложение, стоимость услуги Volvo On Call — от 40 000 рублей.
Первое время сервис Remoto постоянно давал сбои. У одних машина плавала на карте где-то у берегов Африки, у других не приходили оповещения об ударе, у третьих неправильно определялась температура в салоне. В bright box терпеливо выслушивали жалобы клиентов и дорабатывали продукт. «Один из сотрудников удаленно завел автомобиль, сел в него, нажал на газ, но забыл вставить ключ зажигания. Руль был заблокирован, ему повезло, что успел затормозить. Теперь автомобиль, заведенный с помощью Remoto, автоматически глохнет при открытии дверей», — рассказывает Мишанин. На охранные функции Remoto не претендует — на этом рынке высокая конкуренция, а возможность реально гарантировать безопасность мала.
«Мы не про защиту от угона, а про комфорт, или, как мы это обозначили, «осознанное владение автомобилем», — говорит Баум. Сейчас они разрабатывают сервисы, которые будут давать рекомендации по более экономичному стилю вождения или по мытью машины на основании прогноза погоды, самостоятельно оплачивать парковку в зоне платной стоянки и уведомлять о штрафах. Приложение продается и как семейный продукт: можно подключить к нему несколько смартфонов, детализировать маршрут за день, присылать оповещение, если автомобиль выехал из определенной зоны. «Один из наших клиентов попросил глушить на автомобиле жены двигатель, когда она приближается к ТЦ «Европейский», — смеясь, рассказывает Мишанин. — Но мы, конечно, не стали, это слишком опасно».
Еще одна возможность развития сервиса — интеграция со страховой компанией. Основной параметр, необходимый для получения 20–50% скидки на каско,— небольшой пробег, и Remoto готова поставлять страховщику эти данные с согласия автовладельца. Сервис будет также учитывать стиль вождения, погодные условия, время суток и характер местности, по которой чаще всего ездит машина. В некоторых страховых компаниях уже тестируют эту функцию, подписан контракт с «Росгосстрахом», с октября все клиенты Remoto могут подключиться к этой услуге без дополнительной платы.
В перспективе создатели Remoto мечтают еще об удаленной диагностике. «Если клиенту вовремя не сказать, что у него забился датчик кислорода, то в какой-то момент у него полетит катализатор, а это дорогая деталь. Он приедет к дилеру, узнает фантастическую стоимость ремонта и немедленно уедет к какой-нибудь неофициальной компании. И производитель, и дилер теряют бизнес», — объясняет Мишанин.
Роман Скольский, представитель Nissan и Datsun в России, подтверждает, что услуги удаленного доступа интересны и для покупателей, и для дилеров: «Уверен, что в ближайшее время клиенты Nissan смогут попробовать все преимущества дистанционной связи со своими автомобилями».
Умная машина
Сейчас устройство Remoto можно приобрести у дилеров KIA либо на сайте компании — розничные продажи начались в конце лета. Однако купить их сможет не каждый: сложность в том, что программу надо подстраивать под каждую конкретную модель, а для этого надо расшифровать код иммобилайзера (устройства, которое позволяет машине ехать только со вставленным ключом). Автопроизводители не предоставляют коды, поскольку возрастает риск угона, так что инженерам bright box приходится искать обходные решения. Сейчас Remoto можно установить почти на 60 моделей разных производителей — KIA, Hyundai, Nissan, Great Wall, Lifan, Toyota.
Стартовые продажи Remoto сильно отличались от ожиданий его создателей. «Мы оптимистично предполагали 1000 установок в месяц, но рынок оказался не настолько готов к нашему продукту», — говорит со вздохом Иван Мишанин. Сейчас Remoto покупают всего 450 человек в месяц.
Сотрудники дилерских центров не всегда понимают, что за продукт продают, поэтому Мишанин начал сам ездить по автодилерам и даже участвовать в установках Remoto. В bright box планируют нанять нескольких региональных представителей, чтобы те проводили обучение менеджеров дилерских центров и стимулировали продажи. До конца года предприниматели рассчитывают продавать как минимум 2000 устройств в месяц.
Пока DealerMobility c 80 000 пользователей — главный источник дохода bright box, которая в 2014 году рассчитывает показать выручку $3,5 млн. Remoto, стартовые инвестиции в который составили около $500 000, а ежеквартальные расходы — почти $200 000, пока прибыли не приносит. Главный источник заработка для Remoto — подписка, маржа с продажи «железа» автодилерам маленькая. Но именно этот продукт, уверены основатели, обеспечит компании больший масштаб.
Предприниматели поняли, что надо работать не только с дилерами, но и двигаться в сторону предустановок на заводе. В ноябре-декабре пилотная партия из 350 автомобилей KIA с устройством Remoto уже появится в продаже. Ведутся переговоры и с другими производителями автомобилей массового сегмента.
В ближайшей перспективе Remoto планируют выйти со своими устройствами на китайский рынок. С санкциями это никак не связано — просто автомобилей в Поднебесной продается в разы больше, чем в России.
На машину не жалко
Покупатели новых автомобилей, как правило, сразу закупают дополнительное оборудование. Наибольшим спросом пользуются противоугонные системы. В топе продаж и защита картера. Дальше идут аксессуары, связанные с комфортом, — колесные диски, дефлекторы на окна, багажник, подлокотники.
15 000–30 000 рублей средний чек на оборудование при покупке нового автомобиля
50–60 тыс. рублей тратят покупатели внедорожников
до 100 тыс. рублей тратится дополнительно при покупке автомобиля премиум-класса
Источник: АвтоБизнесРевю