К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Скрытый резерв


Как увеличить ВВП России без нефти и газа.

Есть ли у экономики России резерв, помимо нефти и газа? Можно ли за пару лет увеличить ВВП на 50% без роста цен на энергоносители, без триллионных бюджетных вливаний, без мобилизации и китайских инвестиций? Можно, если дать возможность развиваться малому и среднему бизнесу.

Сегодня малый и средний бизнес в России обеспечивает 20% ВВП ($400 млрд). Для сравнения: американский показатель составляет 50%, или около $8 трлн.

В США порядка 22 млн (или одно на 15 граждан) предприятий без персонала и почти 6 млн компаний с сотрудниками, а в России около 3 млн ИП (или один на 47 граждан) и 2 млн компаний.

 

Большая разница и в направлениях деятельности: к примеру, малые предприятия в США производят 24% всех патентов в сотне наиболее быстроразвивающихся областей науки и промышленности. В России в сфере НИОКР работают лишь 5% малых и средних предприятий и доля малых предприятий в производстве патентов ничтожно мала.

Малый бизнес в США создает 34% экспорта, а в России лишь 5%.

 

Российское государство — плохой партнер для малого бизнеса. Лишь 6% госзакупок идет через малые предприятия, а сектор обороны и безопасности вообще не участвует в таких закупках. В США же 22% закупок правительство производит у малого бизнеса, а лидером госзаказа для них является Министерство обороны.

Сложности в России начинаются еще до начала работы компании: до сих пор в Москве отказывают в регистрации компаниям, расположенным в жилых помещениях. Порядка 52% американцев-предпринимателей оперируют «из дома», где и зарегистрированы.

Штаты всячески привлекают предпринимателей из-за рубежа. Не менее 14% владельцев американских компаний родились за рубежом и получили американское гражданство позднее. В малых и средних предприятиях эта доля выше 20%. Определить количество мигрантов — владельцев бизнеса в России сложно, но отношение к ним общества позволяет утверждать, что их доля в бизнесе невелика.

 

Не меньше об отношении к малому бизнесу говорит и эффективная ставка налога. Полное частное предприятие

в США платит лишь 13,3% чистого дохода (а самый высокий уровень налога для различных форм предприятий — 27%), 90% американских предприятий имеют низшую ставку налога. В России же у малых и средних предприятий налоги составляют до 40% выручки, или более 80% прибыли.

Столь неблагоприятная среда — одна из причин того, что в России лишь 3,4% предприятий переживают три года после старта, а в США — 51% новых компаний работает более пяти лет, а 34% — более десяти лет.

Очевидно, что для развития малого и среднего бизнеса нужны нормальные законы и более низкие налоги и ставки по кредитам, льготы научным и малым предприятиям, ориентированным на экспорт. Стоит создать специальный арбитражный суд, с мнением которого считались бы во всех юридических инстанциях, включая органы уголовного следствия и судопроизводства. Необходимо менять политику госзаказа в сторону малого бизнеса, допускать небольшие предприятия к поставкам Минобороны. Еще одной мерой может стать активное привлечение предпринимателей-иностранцев, к примеру за счет выдачи им гражданства, как это делают в США.

Если бы России удалось догнать США по доле малого бизнеса в ВВП, то даже без развития других секторов экономики она имела бы ВВП $3,2 млрд, что на $1,1 млрд, или на 45%, больше, чем сегодня. Наш экспорт был бы равен почти $700 млрд, что примерно на 40% больше, чем сегодня.

Без развития малых и средних предприятий, чтобы достичь вышеуказанных показателей при нынешнем темпе роста ВВП, России потребуется около 50 лет, если только цены на нефть не взлетят до $200 за баррель. Может, проще развивать малый бизнес?

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+