Идеи, цитаты и исследования, на которые стоит обратить внимание
1 . НЭП не мешал индустриализации
Москва. Юрий Голанд. «Опыт индустриализации при НЭПе и его использование в современных условиях». Институт экономики РАН
Сейчас идут острые дискуссии о выборе наилучшего способа модернизации российской экономики. Четко разделяются два подхода. Сторонники одного — прежде всего представители реального сектора — делают акцент на необходимости значительно увеличить государственные инвестиции в инфраструктуру, высокотехнологичные производства, подготовку кадров. Против этой концепции выступают финансовые власти, представители Минфина и ЦБ. Они указывают, что зачастую инвестиции используются неэффективно, потому что нет хорошо разработанных проектов, не хватает квалифицированных кадров, дорогостоящее импортное оборудование годами лежит на складах, выделенные средства разворовываются или расходуются не по назначению. Сторонники этого подхода предлагают сконцентрировать усилия на уменьшении инфляции до годового уровня 3–5%, что должно привести к снижению процентных ставок и увеличению частных инвестиций.
Представляется, что можно найти решение, которое примирило бы сторонников обоих подходов. Для этого полезно обратиться
к опыту НЭПа. Тогда были предложены меры по осуществлению необходимых для развития страны инвестиций без ухудшения макроэкономического равновесия. Они заключались в определении оптимального объема инвестиций в тесной увязке с их эффективностью, в улучшении использования материальных, финансовых и людских ресурсов.Это позволило повысить отдачу от вложенных средств и поднять порог приемлемых инвестиций. Думается, что такой рецепт пригоден и в наше время.
2. Политика ускорения
Москва. Дмитрий Белоусов. «Бюджетная политика: больше экономить или больше тратить?» Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
Бюджет превратился в узкое место для российского экономического роста. Выше 3–3,5% ВВП он в обозримом будущем не поднимется, даже при $100 за баррель. Это означает кризис бюджетных доходов. Государство между тем берет на себя все новые обязательства — и в социальной сфере, и по развитию инфраструктуры, и по росту оборонных расходов. Альтернатива: либо государство добьется ускорения экономического роста до 5%, либо бюджетная политика превратится в перманентное латание дыр. Для создания стимулов к росту нужен налоговый маневр, предполагающий перераспределение налоговой нагрузки от бизнеса к населению и от обрабатывающих секторов к сырьевым. Для этого надо установить единую ставку НДС 15%, а подоходный налог повысить до 15,5% (выше нельзя — начнется уклонение). Кроме того, стоит временно заморозить «бюджетное правило», по которому большая часть нефтяных доходов отправляется в резервные фонды. Это могло бы дать дополнительные 0,2% роста ВВП уже в 2014 году.
3. Конкуренция вредна для госзакупок
Москва. Анна Бальсевич, Светлана Пивоварова, Елена Подколзина. «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России». http://opec.ru
В качестве объекта анализа авторы выбрали государственные закупки бензина, так как этот продукт обладает стандартизированными параметрами качества, что делает возможным межрегиональное сравнение. К тому же он покупается повсеместно во всех регионах частными компаниями и государственными структурами и обладает относительно предсказуемым спросом. В итоге авторы приходят к неочевидным выводам. Во-первых, цены на контракты ниже, если в тендере принимает участие только один игрок, как правило, это лидер рынка. Видимо, другие игроки в этом случае просто отказываются от участия в конкурсе. Возможно, деятельность лидера рынка является более эффективной. К более низкой цене приводят и такие факторы, как доступность и прозрачность информации, а также высокие объемы контрактов. Во-вторых, другим вызывающим вопросы результатом оказалась неэффективность открытых аукционов, которые хотя и способствуют увеличению числа участников тендера, в итоге приводят к более высокой цене договора. Повышение конкуренции в данном случае не повышает эффективность. Кроме того, более высокой цене способствует проведение аукционов в конце отчетного периода — в июне или в декабре, когда расходуется существенная доля бюджетных средств. Продолжительные сроки контрактов также приводят к росту закупочных цен.
4. России не хватает резервов
Москва. Александр Кнобель. «Риски бюджетной политики в странах, богатых природными ресурсами». «Экономическая политика» №5, 2013
Согласно данным Федерального казначейства, в 2012 году налоги на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты составили 6,435 трлн рублей, то есть примерно 50,2% доходов федерального бюджета, или 10,3% ВВП. Один из способов избежать «ресурсного проклятия» — создание суверенных фондов. При этом их роль не исчерпывается формированием государственных сбережений, сдерживанием укрепления национальной валюты и лечением от «голландской болезни». Такие фонды выполняют еще и важную институциональную роль: снижение ресурсной ренты заставляет политиков работать эффективнее и не откладывать реформы, «откупаясь» от населения. Наиболее удачным примером развития страны, богатой природными ресурсами, является Норвегия. В Норвегии Пенсионный фонд будущих поколений уже составляет более 100% ВВП. Структура экономики в России и в Норвегии похожа, и там и там доля топливно-сырьевой ренты в ВВП — около 15%. Однако размеры российских суверенных фондов — 8,3% ВВП в 2012 году пока не позволяют им полноценно выполнять свою роль.
5. Губернаторы без денег
Москва. Центр развития ВШЭ. «Новые комментарии о государстве и бизнесе» №56
Резкое сокращение темпов экономического роста в 2013 году негативно сказывается на доходах бюджетов. Но если федеральный бюджет из-за высоких цен на нефть получает сверхплановые нефтяные доходы, то финансовое положение многих регионов в 2013 году заметно ухудшилось. За первые восемь месяцев даже номинальные доходы регионов сократились по сравнению с прошлым годом на 1%. Снижение доходов сочетается с необходимостью финансировать повышение зарплат в соответствии с указами президента. Такая комбинация ведет одновременно к деформации структуры расходов региональных бюджетов и росту бюджетного дефицита. Рост бюджетного дефицита заставляет регионы прибегать к долговому финансированию. Наиболее высокими темпами в 2013 году долг растет в Южном, Дальневосточном, Уральском ФО. Надежды на улучшение макроэкономической ситуации в России становятся все более призрачными, а значит, финансовое положение регионов еще больше ухудшится. Дефицит региональных бюджетов в целом за 2013 год, по оценкам, может составить 600–700 млрд рублей (около 1% ВВП).
6. Банки против дисциплины
Вашингтон. Иисус Гонсалес-Гарсиа, Франческо Григоли. «Государственные банки и налоговая дисциплина». IMF Working Paper No. 13/206
Государственные банки традиционно используются для смягчения бюджетных ограничений при финансировании общественного сектора. Проанализировав данные по большинству стран мира, авторы пришли к выводу, что страны с заметным присутствием государства в банковской системе характеризуются более высоким уровнем бюджетного дефицита и госдолга. Получило подтверждение и представление, что госбанки вытесняют частный банковский бизнес с кредитного рынка. Исправить ситуацию можно двумя путями. Первый: введение жестких ограничений прав госкомпаний брать кредиты в госбанках — именно такая практика в наибольшей степени искажает ситуацию на рынке. Второй, более радикальный, предполагает приватизацию госбанков.
7. Корпоративный соус
Массачусетс. Луиджи Зингалес, Луиджи Гуис, Паоло Сапиенцо. «Ценность корпоративной культуры», NBER Working Paper No. 19557
Бывший менеджер Goldman Sachs Грег Смит, выступивший после ухода из инвестбанка с разоблачениями, говорил, что корпоративная культура была «секретным соусом», который помог бизнесу GS вырасти до таких размеров. Смит утверждал, что после проведения IPO в 1999 году от этой культуры мало что осталось. Авторы исследования постарались оценить влияние этических стандартов, принятых в компании, на ее финансовые показатели. Они установили, что внимание к таким понятиям, как «порядочность» и «честность», положительно коррелирует с результатами бизнеса и привлекательностью компании на рынке труда. При этом есть отрицательная корреляция со степенью вовлеченности сотрудников в работу профсоюзов. Интересно, что публичные компании оказались менее способными поддерживать высокий уровень этических стандартов, что отчасти подтверждает логику Смита.