Номер Forbes, который вы держите в руках, наверное, самый субъективный за время выхода журнала в России. Мы сделали главной темой проект «Бизнесмены года», его героев редакция отбирала не столько на основе формальных критериев, сколько полагаясь на коллективную профессиональную интуицию. Мы отчаянно спорили, приводили друг другу все новые доводы, чтобы доказать, почему основатель «Альфа-Групп» Михаил Фридман, который еще не получил денег от сделки по продаже доли в ТНК-BP, добился в бизнесе большего, чем Алишер Усманов, который поэтапно капитализировал долю в Facebook. Или почему возвращение в ритейл основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева важнее, чем российская премьера Геннадия Тимченко. Но в конечном счете однозначной правоты в этих вопросах быть не может, и мы это понимаем.
Зачем же мы тогда взялись за такой проект? Если хотите, этот проект пропагандистский. Он призван еще раз привлечь внимание, подчеркнуть роль людей, которые в России на протяжении вот уже двух десятков лет занимаются бизнесом. В представлениях о России есть несколько стереотипов, которые Forbes обязан безжалостно разрушать. Один из самых распространенных: здесь нельзя ничего добиться самому. Обратная сторона этого — убеждение, что государство многим из нас должно. Кажется, непоколебима и вера в то, что те, кто заработал большие деньги, имели на руках какие-то особые козыри, большинству недоступные. Еще одно распространенное мнение: если в России и возможен бизнес, то только тот, который связан с потоком государственных денег.
Для развенчания подобных стереотипов Михаил Фридман — буквально идеальный персонаж. Если бы его не существовало, его следовало бы выдумать. Ведь главные стартовые преимущества еврея из Львова, который в конце 1980-х приехал учиться в московский МИСиС, — это, как ни наивно звучит, его человеческий капитал. Не буду пересказывать «Правила бизнеса» и трудовую биографию Фридмана» (стр. 92). Приведу лишь едкую фразу, сказанную о Фридмане одним из банкиров: «Если бы у него украли 10% от нашего, то уже горели бы села, трупы висели на деревьях и в церквах били набат!»
Добиться успеха в России действительно трудно. Это занятие с первого дня сопряжено с риском. Ничего не получится, нечем будет платить зарплату, товар не раскупят, подведет партнер, ударит кризис — рисков тысячи. Сделать неверную ставку можно в любой момент — вот Стивен Дженнингс (номинация «Фиаско», стр. 100) проиграл.
Но тем и хороша такая игра, как бизнес, что ее можно всегда начать с начала.