Пять лет назад Борис Березовский поставил на карту все. Подав иск в Лондонский суд к Роману Абрамовичу, он рассчитывал получить $5,6 млрд якобы недоплаченных ему за доли в «Сибнефти» и «Русале». Но решение судьи Элизабет Глостер, которая не только отказала Березовскому в иске, но и назвала его лгуном, поставило бывшего олигарха на грань разорения.
Первыми тревогу забили адвокаты победителя. Ведь, проиграв, Березовский должен возмещать судебные издержки, настаивают адвокаты Абрамовича. В общей сложности с проигравшего могут потребовать £40 млн, рассказывает один из бывших партнеров Березовского.
Юристы Абрамовича сомневаются, что бывший олигарх способен заплатить такую сумму. Еще 31 августа после оглашения вердикта один из адвокатов обратил внимание судьи на то, что Березовский уже продал свое поместье в графстве Суррей и, похоже, начал распродавать активы. По оценке юристов, долги Березовского составляют около £200 млн. При этом не все займы обеспечены, так как практически все имущество давно заложено, утверждают они. В списке залогов, по словам собеседника Forbes, фигурирует раритетный Rolls-Royce, под который бывший миллиардер занял £500 000 у сына экс-президента Киргизии Максима Бакиева. Maybach Березовского тоже якобы заложен по кредиту.
В связи с этим адвокаты могут попросить судью запретить Березовскому продавать без уведомления активы стоимостью более £50 000, рассказал Forbes один из бывших партнеров Березовского. Сам Березовский в беседе с Forbes отказался от каких-либо комментариев.
Знакомые с ситуацией источники Forbes рассказывают, что у Березовского остался дом в Лондоне стоимостью £5 млн и недвижимость на юге Франции — Chateau de la Garoupe на мысе Антиб примерной стоимостью €300 млн. Именно такую оценку дают сегодня соседнему, немного меньшему поместью бизнесмена Сулеймана Керимова, который купил недвижимость у бывшего партнера Березовского Бадри Патаркацишвили в 2006 году за €230 млн. Но на продажу Chateau de la Garoupe, как говорят источники Forbes, наложены ограничения в связи с давними исками.
В лучшие времена Forbes оценивал состояние Березовского в $1,3 млрд. К концу 2004 года Березовский с Патаркацишвили получили от Абрамовича в общей сложности $2,7 млрд: $1,3 млрд («Сибнефть»), $585 млн («Русал»), $150 млн (ОРТ), $300 млн (в среднем по $50 млн в год с 1995-го по 2000 годы) и $377 млн, которые Патаркацишвили дополнительно выторговал в качестве доплаты за «Сибнефть». Кроме того, Абрамович говорил, что купил для Патаркацишвили самолет и несколько лет платил за его обслуживание. А Березовский якобы обращался к нему за деньгами на текущие расходы.
Существуют и более оптимистичные оценки прошлых богатств Березовского. В 2006 году Патаркацишвили и Березовский объявили о «разводе» (позднее Березовский говорил, что развод был фикцией, все активы на самом деле остались у Бадри, а он сам имеет право на половину активов). При разделе совместного имущества Березовского и Патаркацишвили активы каждого оценивались в $2 млрд, предполагает Эммануил Зельцер, адвокат одной из групп наследников Патаркацишвили, умершего в феврале 2008 года. Зельцер вспоминает, что Патаркацишвили тогда досталось больше активов, а Березовскому — денег.
Где же эти деньги? По словам знакомых Березовского, он привык ни в чем себе не отказывать. Зельцер говорит, что Березовский держал целую команду обслуживающего персонала: юристов, клерков, специалистов по PR, только охранников в лучшие времена было около сотни. Недавно он уволил двух водителей, один из них рассказал, что получал жалование £100 000 в год. Немалых средств требовало и содержание замков и прочей недвижимости. Много денег ушло на жен и детей. Своей второй жене Галине он по суду должен был выплатить от £100 млн до £200 млн.
Кроме того, Березовский тратил деньги на политические игры вне России. В свое время он уговорил Патаркацишвили баллотироваться в президенты Грузии, а в 2004 году финансировал «оранжевую революцию» на Украине.
Теперь главная надежда Березовского — новые суды. Сейчас $600 млн заморожены по его иску к бывшему совладельцу «Металлоинвеста» Василию Анисимову, но шансы выиграть это дело снизились. Это связано с решением суда по тяжбе Березовского против Абрамовича: в иске к Анисимову фигурируют средства, полученные им от продажи акций «Русала», а судья отказалась признать Березовского акционером «Русала».
Помимо этого Березовский судится с наследниками своего бывшего партнера Бадри Патаркацишвили. Список активов и сделок, подготовленный Березовским к суду, содержит 152 позиции. Многие из перечисленных компаний, по словам Зельцера, давно ликвидированы, какие-то — просто пустышки. И теоретически Березовский может отсудить у вдовы, дочерей и прочих родственников бывшего партнера половину денег, которые будут получены после распродажи активов фонда прямых инвестиций DVP, находящегося под управлением Salford Capital Partners.
На какие деньги теоретически может рассчитывать Березовский? По словам источника Forbes, в начале 2000-х группа инвесторов во главе с Березовским и Патаркацишвили, объединенных в траст New World Value Fund (NWVF), вложила около $330 млн в фонд VDP (Value Discovered Parnters). Фонд инвестировал деньги в предприятия пищевой промышленности, стоимость которых, несмотря на все кризисы, с тех пор могла увеличиться. Сейчас фонду принадлежит компания IDS Borjomi, объединяющая предприятия по производству минеральной воды в Грузии, в России и на Украине (марки «Боржоми», «Миргородская» и «Святой источник»). Кроме того, у фонда в портфеле контрольные пакеты крупнейших на Балканах компаний по производству молока, минеральной воды, шоколада и бисквита.
Сейчас фонд распродает активы. После продажи всех активов VDP на долю инвесторов NWVF придется около $500 млн, полагает один из собеседников Forbes, знакомый с ситуацией. Березовский может претендовать на $250 млн.