В прошлом октябре Цзао Ян отказался от возможности получить опцион в компании Zynga, выпускающей игры для социальных сетей. Он предпочел уволиться и взяться за трудную задачу — помочь небольшим компаниям сохранить талантливых сотрудников. «Я рвался в бой и хотел попасть в точку», — поясняет 28-летний Ян. Однажды, кстати, у него уже получилось. Ян разрабатывал компьютерные игры, в том числе FarmVille, которую в 2009 году приобрела Zynga, что превратило ее основателя Марка Пинкуса в миллиардера.
Как «попасть в точку», помогая мелким фирмам? Ян без колебаний расстался с Zynga, познакомившись за рюмкой текилы на вечеринке венчурной компании Redpoint Ventures с Пейджем Крейгом, военным подрядчиком. Тот поделился с ним идеей объединить технологии и социальные медиа для управления программами мотивации. Ян две недели выспрашивал у него подробности и в результате переехал из своей квартиры в Сан-Франциско в гостевую комнату Крейга в Лос-Анджелесе. Тем временем Крейг зазвал в стартап еще и Джорджа Исии — бывшего программиста Adobe, одного из первых сотрудников PayPal и одного из основателей сервиса для создания генеалогического древа Geni и соцсети для офисных сотрудников Yammer.
Их новая компания BetterWorks создает программы мотивации для сотрудников, сочетающие выгоду Groupon, простой интерфейс и механизм рекомендаций Amazon.com и социальные аспекты Facebook. У фирмы уже есть инвесторы, которые верят в успех не меньше, чем отцы-основатели. Redpoint уже вложила в основанную меньше года назад компанию $8 млн.
В чем фишка? В небольших компаниях, где нет большого штата HR-специалистов и больших бюджетов, программы мотивации часто отсутствуют. В основном потому, что реализовывать их трудно и некому. «Существуют медицинские страховки, ПО для гибкого расчета заработной платы, но нет единой системы мотивации сотрудников, — говорит Исии. — Это меня поразило».
BetterWorks позволяет предпринимателям несколькими щелчками мыши бросить на счет сотрудника деньги, которые можно тратить на сотни услуг от доставки суши до химчистки. Причем услуги предоставляются со скидкой от 10% до 70%. Программное обеспечение выдает напоминания о заказанной на весь офис пицце или запланированной игре в боулинг (со скидкой) для команды отдела продаж. Алгоритмы анализируют поведение сотрудников, чтобы рекомендовать то, чего те действительно хотят, а настройки позволяют руководителю подгонять бонусы под реальные обстоятельства — например, выделить дополнительные $25 на обед, если сотрудник задерживается на работе после 9 вечера.
BetterWorks договаривается с поставщиками, создает интерфейс и берет на себя выставление счета и доставку. Более 130 небольших компаний (пока что только в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско) оплачивают услуги фирмы на абонентской основе от $30 до $500 ежемесячно. Ежемесячные траты составляют в среднем $66 на одного сотрудника, но есть исключения: одна компания, например, расщедрилась до $900 на человека. «Не все проблемы мотивации исчерпываются деньгами, — говорит Джон Фостер, старший вице-президент по талантам видеопортала Hulu и первый клиент BetterWorks. — Регулярная мотивация и поощрения — это отличный способ задавать корпоративные ценности».
BetterWorks получает скромный процент от каждой транзакции. Поставщики — их уже 2200, это число постоянно растет — участвуют бесплатно. Основатели планируют расширить бизнес до 20 городов, что, вероятно, будет сопряжено со значительными усилиями в области продаж и маркетинга. «Мы готовы проесть доходы одного или двух месяцев, чтобы доказать, что это действительно отличная платформа», — уверяет Крейг.