Миллиарды долларов, выделенные на подготовку саммита АТЭС, постепенно превращаются в осязаемые объекты
Это самая удаленная от российской столицы масштабная стройка, финансируемая из центра. Расстояние от Москвы до Владивостока, где в сентябре 2012 года должна пройти встреча лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), — 9288 км, если ехать поездом. Бюджет подготовки — $9,5 млрд. На 77% это государственные деньги.
Основная стройка развернулась на острове Русский, отделенном от Владивостока проливом Босфор Восточный. Группа «Крокус» бизнесмена Араса Агаларова, владеющего в Москве торговыми и выставочными центрами, ведет здесь строительство 23 зданий общей площадью 780 000 кв. м: гостиниц, конференц-зала, пресс-центра, причалов и даже пляжа. После саммита АТЭС весь комплекс займет Дальневосточный федеральный университет. Подрядчики «Крокуса» — более 50 компаний; на стройке занято почти 9000 человек, которые живут в четырех строительных городках. Существенная часть рабочих — приезжие из Китая, и до Москвы отсюда нередко доходят новости о стычках на национальной почве.
Стройматериалы завозят на Русский баржами и паромами. Но к саммиту еще один участник стройки — Группа компаний «СК Мост» — должен протянуть двухкилометровую вантовую переправу. Длина центрального пролета — 1104 м — рекордная для мирового мостостроения. Четырехполосный 21-метровый мост будет иметь и самый высокий в мире пилон (более 320 м), и самые длинные ванты (580 м), высота моста — 70 м. Строители обещают соорудить мост к весне 2012 года, стоимость проекта — 34 млрд рублей. Группа компаний «СК Мост» создана в 1991 году бамовскими мостостроевцами Владимиром Костылевым и Евгением Суром, поднявшимися на заказах РЖД. Они же на другом конце России строят дорогу Адлер — Красная Поляна.