Отправляясь на Дальний Восток, никак не ожидаешь оказаться на морском курорте
В голове среднестатистического россиянина Приморский край ассоциируется c замерзающими городами без света и тепла, праворульными автомобилями, с китайской угрозой — да с чем угодно, но только не с морем. И напрасно. Владивосток — единственный наш большой город, расположенный прямо на берегу океана и при этом на широте Сочи: по российским меркам это уже роскошь. Климат в Приморье, правда, не сочинский, а по-российски скверный: зима холодная и сухая, летом — муссоны и ливни. Но сентябрь-октябрь на Дальнем Востоке — золотой сезон: воздух теплый, выше 20 градусов, небо удивительно чистое, а вода — как парное молоко.
Владивосток — сюрприз для путешественника. Что бы это ни было — бесчисленные морские бухты или обширные серебряные песчаные пляжи, — ничего подобного не ожидаешь увидеть здесь, на краю географии.
Сон после долгого перелета обязательно нарушат гудки пароходов, постоянно фланирующих по бухте Золотой Рог, которая пронизывает город и делит его на две части, как Стамбул, — вслед за стамбульской она и названа. Город расположен на высоких холмах, которые местные жители привыкли называть сопками. Ландшафт совершенно не похож на Сочи, который размещается на узкой полоске между морем и горами, скорее на Сан-Франциско. Здесь горы подошли к океану так близко, что жителям пришлось расселяться прямо на склонах, расположенных между бухтами с романтичными эллинскими названиями — Патрокл, Улисс, Парис, Аякс. За несколько дней неспешных пеших прогулок по Владивостоку можно накачать мышцы ног не хуже, чем в фитнес-клубе.
Несмотря на то что город был основан на пустом месте в 1860 году как морская крепость для защиты восточной границы империи, он быстро сменил статус: сюда потянулись торговцы, началось строительство — как частных домов, так и торговых пассажей. Немецкие предприниматели Кунст и Альберс основали в этом далеком от большой цивилизации месте крупный универмаг еще в 1884 году.
На узких улицах с совершенно неожиданными перепадами высот сохранилось много кирпичных купеческих особняков, в том числе в стиле модерн. Один из самых ярких памятников модерна — железнодорожный вокзал, более совершенный аналог Ярославского вокзала в Москве. На платформе сейчас стоит фирменный поезд №1 «Россия» Владивосток — Москва, который украшает надпись «40 лет в пути» — то ли слоган, оставшийся с празднования недавнего юбилея, то ли указание на небольшую скорость движения. Железнодорожные пути в конце Транссибирской магистрали упираются практически в океан. «Вылезают из кармана страны», как поет Лагутенко. Прямо на платформе установлен памятный знак с двуглавым орлом на чугунной стеле и бронзовыми цифрами 9288 — это расстояние до столицы.
Пройдя вдоль океана мимо центральной площади Борцов за власть Советов, мимо пришвартованных на рейде военных кораблей и мимо здания Приморского драмтеатра им. Горького, примой которого является самая богатая женщина Дальнего Востока, супруга местного губернатора Сергея Дарькина Лариса Белоброва, попадаешь к станции почти забытого в России вида транспорта — фуникулера. За 5 рублей и несколько минут можно подняться на улицу Суханова, к одной из самых высоких смотровых площадок.
Но главная достопримечательность Владивостока в сентябре даже не вид сверху, а Спортивная набережная — любимое место для прогулок, как в любом приморском городе, — вся в летних террасах ресторанов. Рядом один из двух российских океанариумов (120 видов морских животных) и рыбный рынок (рыбы меньше, зато ее можно купить). Сюда лучше приходить утром, когда из порта привозят крабов, небольших раков, которых местные называют медведкой, красную икру, огромные морские гребешки и особенный деликатес — морские огурцы, невзрачные на вид, но великолепные на вкус. В готовом виде попробовать все это можно в ресторане Del Mar, на вершине одной из сопок либо на прославленной Ильей Лагутенко Шаморе. Это самый популярный 10-километровый пляж. Все сопутствующие удовольствия — водные скутеры, лыжи, кайты, серф и даже аквапарк тут, разумеется, в наличии.
В морском городе хочется уйти в плавание. Яхта с экипажем обойдется в 1500 рублей за час. Лучше держать курс в сторону Морского заповедника. В сентябре вода в океане теплая, поэтому можно заняться дайвингом. Помимо крабов, трепангов и осьминогов на глубине более 10 м, если повезет, можно увидеть настоящую диковину — самую большую в мире морскую звезду.
На пароме можно добраться до острова Русский — и там полазить по живописно заброшенным столетней давности фортам.
Если хочется уединенного отдыха там, где не ловит сигнала мобильный телефон, можно податься в Лазовский заповедник в 150 км от Владивостока. Это по воде. По суше более 300 км, дороги неважные — удовольствие сомнительное. При желании можно провести на природе несколько дней, в этом случае нужно либо жить на яхте, либо снимать небольшой аскетичный домик, например в поселке «Заповедное» прямо на берегу океана. Уровень комфорта напоминает советскую турбазу, но, с другой стороны, если хочется сбежать от мира и пожить как простые люди, для которых хлеб из печи привычнее, чем iPad, то это неплохой вариант. Здесь настоящие заповедные места: пустынные бухты, полным-полно рыбы и прочих морепродуктов. Жители деревни каждый день выходят в море и за смешные деньги с удовольствием не только продадут, но и приготовят вам часть улова. Это приятно, потому что ресторанов в заповеднике, разумеется, нет.