Предприниматели пытаются заработать на поиске в интернете, несмотря на гегемонию транснациональных поисковых машин
Поиск в интернете полностью поделен между Google, Yahoo и еще несколькими крупными игроками? Это не пугает многочисленных смельчаков, атакующих $1,2 млрд — столько заплатила в 2008 году Microsoft за норвежскую систему интернет-поиска FAST Search & Transfer, созданную несколькими сотрудниками Норвежского университета науки и технологий и установленную на сайтах Ebay, IBM и самой Microsoft. $100 млн заплатила Microsoft в том же году разработчикам американской системы семантического поиска Powerset. Мировой рынок поиска на интернет-сайтах давно поделен между гигантами типа Google, Yahoo и Bing, конкурировать с которыми, да и то на местных рынках, удается лишь крупным национальным поисковым системам вроде русского «Яндекса», китайской Baidu и чешской Seznam. Но несмотря на это, тысячи разработчиков продолжают создавать новые поисковики, сотни инвесторов вкладывают в это деньги, и иногда проекты «выстреливают»: их покупают крупные IT-корпорации, делая создателей «альтернативных» поисковых машин богаче на десятки и сотни миллионов долларов.
Какой смысл разрабатывать поисковые машины в мире, где правит Google, способный только на научные исследования тратить $9 млрд ежегодно? Крупные поисковые машины неплохо умеют удовлетворять интересы лишь массовой интернет-аудитории. Между тем «население» мирового интернета настолько велико (1,8 млрд человек, по данным на конец прошлого года ), что даже небольшие в процентном отношении группы пользователей с не укладывающимися в общие рамки запросами представляют собой коммерчески перспективную аудиторию, утверждает специалист по поисковым системам, редактор отраслевого портала Pandia.com Сьюзен Кох.
Наиболее многообещающее среди новых направлений, которым занимаются и разработчики, и инвесторы, — поиск в режиме реального времени, говорит Кох. Один только Twitter (самый популярный в мире сервис микроблогов), по ее словам, мониторит сейчас не менее сотни новых поисковых машин. Благодаря Twitter на наших глазах готовится настоящая революция в интернет-поиске, утверждает Сергей Петренко, владелец крупнейшего отечественного ресурса о поисковых системах Searchengines.ru и директор украинского «Яндекса». Создатели поисковиков соревнуются в том, кому удастся быстрее индексировать информацию в Сети, — иначе пользователи массово начнут следить за новостями через Twitter, a не через поисковые машины, не говоря уже об информационных порталах. По схожим принципам работают поисковики, постоянно мониторящие записи в новостях, социальных сетях и блогах, рассказывает Петренко.
Еще одно перспективное направление — поиск, привязанный к местоположению пользователя, считает Сьюзен Кох. Мобильные телефоны с GPS-модулем и выходом в интернет получили широкое распространение, и поэтому поиск ресторанов, банков, развлечений или достопримечательностей, расположенных неподалеку от пользователя, становится все более значимым сегментом поискового рынка. Но с местной информацией глобальные поисковики справиться не в силах: Yahoo! и Bing оперируют «местным поиском» даже не во всех странах Европы, Google зачастую предоставляет не слишком актуальную информацию. Кох уверена, что одна из перспективных бизнес-моделей для будущих небольших стартапов — поиск, привязанный к географическому положению пользователя.
Forbes опросил экспертов, чтобы отобрать шесть самых интересных российских и иностранных стартапов в области интернет-поиска.
Nigma.ru
Год основания 2005
5811 место по посещаемости*
Создатели Nigma.ru — выпускники alma mater тысяч российских программистов, факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) МГУ Виктор Лавренко и Владимир Чернышов. Второй на момент создания собственной компании был аспирантом ВМиК, а вот первый уже имел серьезный опыт работы в IT-бизнесе, дослужившись в Mail.ru до поста вице-президента по стратегии и финансам. Первоначально Nigma была попыткой создать работающую на русском языке семантическую поисковую систему — такую, которая правильно отвечала бы на заданные «естественным» языком вопросы типа «сколько медалей Россия выиграла на последней Олимпиаде». Но пока семантическую поисковую систему создать не удалось (хотя отдельные элементы пытаются внедрить и Google, и «Яндекс»). Теперь Nigma пытается позиционировать себя одновременно как поисковик, специализирующийся на работе с формулами (например, решает уравнения, введенные в строку поиска, и подсказывает результаты химических реакций), и как инструмент для «кластерного» поиска: давая посетителю ответы на поисковый запрос, она предлагает уточнить результат с помощью ряда уточняющих параметров. Впрочем, покупая долю в Nigma в 2008 году, фонд DST известного российского интернет-инвестора Юрия Мильнера рассчитывал именно на прорыв в направлении семантического поиска. Вложения оценивались разными экспертами в сумму от нескольких сотен тысяч долларов до $2 млн. Еще не достигнув результата на основном направлении, создатели Nigma занялись еще одним: сейчас нанятые ими студенты ВМиК из Вьетнама разрабатывают поисковик для вьетнамского сегмента интернета: 88-миллионная страна — одна из немногих, где крупные мировые поисковые системы не заняли лидирующих позиций.
Надежды
Решение DST инвестировать в Nigma было принято вскоре после того, как стало известно о покупке Microsoft системы Powerset за $100 млн.
Опасения
Даже Powerset, несмотря на миллионы Microsoft, не удалось пока создать полноценного семантического поиска.
Quintura.com
Год основания 2006
37 022 место по посещаемости*
Этот поисковик разработали эксперты в области нейросетей и искусственного интеллекта Александр Ершов и Рустам Гафуров вместе с предпринимателем Яковом Садчиковым, продавшим созданную им онлайновую базу сделок RussiaDeal британской издательской компании Euromoney за $0,5 млн. Идея создателей Quintura — представление результатов поиска в виде «облака» терминов и понятий, касающихся поискового запроса. При поиске по слову «ключ», например, система предложит несколько групп — «под ключ», «целебный ключ», «горячий ключ», «изготовление ключей», а также «копий», «домофона», «Ессентуки» и т. д. Так, по замыслу создателей системы, легче отсечь лишнее и разобраться, что именно вы ищете. Люксембургский фонд Mangrove Capital Partners (один из инвесторов Skype) и российский ABRT вложили в Quintura около $10 млн в обмен на 70% акций.
Надежды
Технология Quintura оказалась чрезвычайно популярной среди владельцев сайтов русского сегмента интернета: она установлена в качестве внутренней системы поиска примерно на 5000 ресурсов, среди которых Runewsweek.ru, Cosmo.ru и Computerra.ru.
Опасения
Mangrove Capital Partners и ABRT сейчас ищут покупателей на свою долю в проекте, но безуспешно, а проект пока не приносит прибыли.
Yauba.com
Год основания 2009
153 429 место по посещаемости*
Yauba.com, созданный индийцем Ахмедом Хоссейном, — поисковик, который не «шпионит» за пользователями. Эта поисковая система не использует файлы cookies, с помощью которых веб-сайты обычно отслеживают активность своих посетителей. Yauba не хранит информацию о поисковых запросах своих пользователей. С помощью этой системы можно анонимно посещать различные сайты — без использования cookies и раскрытия своих личных данных.
Надежды
Крупнейшие поисковики следят за действиями своих пользователей. Google, например, хранил информацию о поисковых запросах пользователей 18 месяцев — недавно суд обязал его сократить этот срок вдвое. Во время волнений в Иране число запросов на Yauba.com из этой страны выросло в четыре раза.
Опасения
Поисковые сервисы используют информацию о пользователях не только для поведенческой рекламы, но и для выдачи результатов, более актуальных для конкретного пользователя. Поиск через анонимную систему может оказаться менее точным.
Duckduckgo.com
Год основания 2008
36 227 место по посещаемости*
За плечами у создателя поисковика Duckduckgo Гэбриела Вайнберга — продажа созданной им социальной сети The Names Database за $10 млн социальной сети Classmates.com. Идея его поисковика — предлагать в ответ на поисковый запрос не страницы в интернете, математически отранжированные по степени соответствия запросу и «авторитетности», а набор максимально разнообразной информации из разных источников — Википедии, словарей, работ по истории и каталогов ссылок. Отличие от Google в выдаче получается существенным: если по запросу Russia главный поисковик мира предлагает телеканал Russia Today, сайт российского МИДа и справки о России с сайтов ЦРУ и Greenpeace, то Duckduckgo — основательную подборку исторических материалов, в том числе о Киевской и Новгородской Руси, данные о не построенном в Москве небоскребе «Россия», одноименной океанской яхте и о сборной России по футболу.
Надежды
Вайнберг считает, что в результатах поиска Duckduckgo легко разобраться даже новичку в интернете.
Опасения
Основатель Duckduckgo не пытается привлечь в проект инвесторов, но для раскрутки англоязычного поисковика имеющихся у него самого $10 млн недостаточно.
Scoopler.com
Год основания 2009
112 080 место по посещаемости*
Живущие в Сан-Франциско основатели Scoopler.com Дилан Джайавардан и Аджмал Асвер пытаются реализовать идею «поиска в реальном времени». Scoopler ищет только по быстро обновляемым ресурсам типа новостных сайтов, блогов, сервисам Digg, Delicious, Flickr и Indentica, делая упор на то, чтобы индексировать их быстрее конкурентов, а значит, предоставлять посетителям максимально оперативные ответы. В перспективы проекта поверили Рон Конвей, бизнес-ангел, неплохо заработавший в свое время на инвестициях в Google и PayPal, и Майкл Берч, основатель социальной сети Bebo, продавший ее AOL за $850 млн.
Надежды
«Поиск в реальном времени» — одна из самых горячих идей разработчиков поисковых систем прошлого года.
Опасения
В гонке за позиции «самого быстрого поисковика» участвуют несколько сотен команд.
RecipeBridge.com
Год основания 2009
735 511 место по посещаемости*
По данным исследовательской компании Nielsen, 60 млн американцев в 2008 году использовали интернет для поиска кулинарных рецептов, сделав 6 млрд поисковых запросов. Неплохой рынок! — решили Билл Бреннан, региональный директор по продажам разработчика программ Broadlook Technologies, и Энди Теймер, операционный директор этой сети. В RecipeBridge.com можно задать поиск по названию блюд, по типу блюд, например «суп», по ингредиентам.
Надежды
Аудитория с четко сфокусированными интересами — лакомый кусок для рекламодателей, хотя пока RecipeBridge рекламу не продает.
Опасения
На пятки RecipeBridge.com наступает аналогичный сервис Food.com.
*По данным сервиса статистики Alexa.com