Какие ошибки совершило российское руководство до и после кризиса
За последние четыре года я написал больше 40 колонок в Forbes. Я и сейчас готов подписаться под каждой. Большинство из них основано на свежих экономических исследованиях, которые, как мне казалось, могли быть интересны читателям журнала. Я почти не писал о классических, общеизвестных вопросах, которые до сих пор актуальны для России. Самый важный из этих вопросов — о роли государства в экономике — я всегда откладывал на потом, полагая, что со временем необходимость ухода государства из экономики станет самоочевидной. К сожалению, я ошибался.
Все эти годы государство постепенно, но неуклонно усиливало свои позиции в экономике и дошло до уровня, который в 2006 году было невозможно представить — ведь если бы кто-нибудь сказал тогда, что бюджет будет дефицитным при ценах на нефть $70–80 за баррель, его сочли бы за сумасшедшего.
Поэтому я и хочу посвятить свою последнюю колонку в Forbes «пагубной самонадеянности». Именно так назвал свою книгу, посвященную критике социализма, один из величайших экономистов XX века Фридрих Хайек. Наивно предполагать, будто мудрые и добрые правители могут построить общество счастья «сверху» по рациональному плану. Современное общество и экономика слишком сложны для того, чтобы надеяться на успех центрального планирования.
Казалось бы, никто в России не говорит о возвращении к социализму. Но и до, и во время, и после кризиса общество продолжает думать в терминах «модернизации сверху». Бизнесмены, интеллектуалы, чиновники требуют от правительства сформулировать стратегию развития страны. Как будто это государство должно решать, что производить, на какие отрасли ставить, какие регионы развивать.
Может быть, государство располагает достаточными интеллектуальными и материальными ресурсами, для того чтобы принять все эти мудрые решения? Выступая на последнем Красноярском экономическом форуме, Игорь Шувалов сказал, что в федеральном правительстве работают самые знающие и работоспособные люди России. Но даже если каждый член правительства в разы превосходит простых людей и по интеллекту, и по работоспособности, разве может правительство располагать хотя бы малой толикой того знания о настоящем и будущем России, которое есть у тысяч крупных инвесторов, миллионов предпринимателей и десятков миллионов потребителей?! Даже если правительство наймет десятки ведущих экспертов для разработки конкретных экономических решений, предполагать, что эти решения будут отвечать национальным интересам, — это и есть пагубная самонадеянность.
Что же делать? Необходимо создавать децентрализованные механизмы. Победа Википедии над Британской энциклопедией сегодня не вызывает сомнения ни у кого. Набирают силу краудсорсинг и клаудкомпьютинг. Есть ли аналог Википедии и краудсорсинга в экономике? Ответ очень прост — это рыночная экономика. Если цены определяются рынком, а не государством (напрямую или через доминирование госкомпаний), то именно цены агрегируют информацию миллионов производителей и потребителей о полезности того или иного вида деятельности для общества.
Еще один пример пагубной самонадеянности — политическая централизация. Такой огромной страной, как Россия, нельзя напрямую управлять из федерального центра. Что бы ни думали в центре, губернаторы будут принимать решения сами. Вопрос только в том, какими стимулами они руководствуются. Если губернатор неподотчетен населению, его викиресурс закрыт для обновлений со стороны подавляющего большинства информированных пользователей. Ничего хорошего в такой ситуации ждать не приходится.
Роль правительства не в том, чтобы решить все проблемы. Она в том, чтобы сформулировать несколько приоритетных проектов, которые помогают исправить самые очевидные провалы рынка. Чем меньше их будет, тем лучше. Ведь, как указано Хайеком, любой выбранный правительством приоритет, скорее всего, ошибочен. Лучше всего, если правительство займется наведением порядка внутри себя — борьбой с коррупцией, повышением прозрачности и эффективности своей работы.
Лучшее, что сегодня может сделать государство, — избавиться от пагубной самонадеянности и уйти из экономики. В своем послании Федеральному собранию президент Медведев сказал: «Необходимо преодолеть широко распространенные представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то еще, но только не каждый из нас на своем месте». С ним нельзя не согласиться.
Автор — ректор Российской экономической школы, доктор экономических наук