Как реальный конкурс может обрушить цену товара
Может ли цена товара снизиться за несколько месяцев в 100 раз? Именно такой случай произошел в Челябинской области. Завышение цены при распределении бюджетных денег оказалось настолько вопиющим, что о нем упомянул на одном из совещаний премьер-министр Владимир Путин. Он, правда, назвал этот пример «анекдотичным».
В марте Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования (ЧОФОМС) проводил ежеквартальный аукцион на право заключения госконтракта на поставку лекарств и оборудования. Одним из лотов шел контракт на онкологический препарат филграстим, который производят под разными торговыми марками несколько российских и иностранных компаний. Заявку, как всегда, подал местный ГУП «Областной аптечный склад». Однако произошло неожиданное: в конкурсе решил участвовать еще один поставщик — подмосковный завод «Биокад». «Нам намекали в частных разговорах: куда, мол, вы лезете?» — вспоминает владелец «Биокада» Дмитрий Морозов. Как выяснилось, не зря намекали.
Аукционная комиссия не допустила «Биокад» к конкурсу, аргументировав это тем, что у компании нет лицензии на оптовую торговлю лекарствами (обычно, утверждают юристы, наличие лицензии на производство автоматически предполагает разрешение на оптовую торговлю). Разразилась бумажная война. Жалобы «Биокада» полетели во все инстанции — от челябинского управления ФАС до администрации президента. Чиновники ЧОФОМС сопротивлялись отчаянно, опротестовывая даже решение суда.
В третьем квартале «Биокад» все-таки прорвался на конкурс. Конкуренты сошлись в столь яростной схватке, что цена лота (речь шла о поставке 110 флаконов филграстима) упала, как зафиксировано в протоколе, с 866 276 рублей до 8663 рублей. Выиграл тендер ГУП. Но какой ценой? «Областной аптечный склад» взялся поставить филграстим по 80 рублей за флакон. «По такой цене нам невыгодно его поставлять. Рыночная цена одного флакона филграстима составляет 800–1000 рублей Мы решили уступить в этом конкурсе», — говорит Морозов.
В четвертом квартале Морозов пошел на принцип: аукцион выиграл уже «Биокад» — стоимость лота в ходе торгов снизилась на 94%, цена за флакон упала с 847 рублей до 46 рублей.
Исполнительный директор ЧОФОМС Валерий Некрасов трактует события в свою пользу: «Конкуренция обостряется, в борьбе за получение заказа участники снижают цены…» В «Биокаде» утверждают, что пытались жаловаться на ГУП и на местный фонд, но никто так и не был наказан.