Тарифы на электроэнергию в 2009 году выросли на 20%. Крутовато для кризиса. А 50% не хотите?
Алексей Петров отвечает за эксплуатацию небольшого бизнес-центра неподалеку от Дома правительства. Вместе с другими потребителями электричества Петров готовился к росту тарифа на 20% — такое повышение было одобрено в конце 2008 года правительством. Но платежка из «Мосэнергосбыта», пришедшая в феврале, превзошла самые мрачные ожидания. Вместо 65 000 рублей, уплаченных в декабре, энергетики запросили за январь в полтора раза больше — 100 000 рублей. В таком же положении оказались тысячи компаний малого и среднего бизнеса по всей стране.
С 2009 года энергетики разбили всех розничных потребителей (за исключением населения) на несколько групп. По минимальному тарифу (в Москве вырос на 10%) платят те, кто круглосуточно использует всю выделенную им мощность. По максимальному (рост на 51%) — те, кто потребляет в разы меньше киловатт, чем им обязаны поставить энергетики. В чем подвох?
В здании, которым управляет Петров, раньше была химчистка, за ней было зарезервировано 170 кВт. Сегодня там офисы, и в разгар рабочего дня все микроволновки, компьютеры и освещение потребляют самое большее 110 кВт, а по ночам потребление падает почти до нуля. В тарифном меню «Мосэнергосбыта» для таких потребителей предусмотрен самый жесткий тариф — 3,12 рубля за кВт/ч. В результате компания Петрова должна будет заплатить в этом году за электричество на $12 000 (в полтора раза) больше, чем в прошлом.
Только в Москве за последние 10 лет образовалось несколько тысяч потребителей с излишками мощности. Это в первую очередь фабрики и заводы, переоборудованные под офисы.
«Пока прошло слишком мало времени, но по итогам февраля будет просто вал претензий и исков к сбытовым компаниям», — уверен Евгений Шлеменков из предпринимательского объединения ОПОРа. В Тульской области, где новая система тарифов введена с декабря 2008 года, «вал» уже пошел. По словам руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области Юрия Елагина, более 60 компаний региона требуют от его ведомства отменить действие новых тарифов. Тульское управление ФАС должно опубликовать решение по этим заявлениям до конца февраля.
Впрочем, вряд ли оно порадует потребителей. «Законодательство формально не нарушено, просто ситуация изменилась», — говорит Сергей Пикин из Фонда энергетического развития. Идея была в том, чтобы фирмы, обладающие излишком мощностей, не сидели как собака на сене, а поделились дефицитом — по всем прогнозам потребление электроэнергии в ближайшие годы должно было неуклонно расти, и энергетикам из-за нехватки мощностей приходилось отказывать новым потребителям в подключении. Кризис смешал все карты. Фактический тариф на электроэнергию в этих условиях, по словам Пикина, в депрессивной Мурманской области или в республиках Северного Кавказа вырос в три с лишним раза.
Пока правительство думает, как исправить ситуацию, потребители в Москве жалуются, но платят, а в регионах — голосуют против нового порядка валом неплатежей.