Социальных сетей полно. Но немногие, как LinkedIn, научились зарабатывать деньги
Кто-то по ночам считает овец. Дэниел Най, в 2007 году возглавивший социальную сеть LinkedIn, считает новых участников этого сообщества. «Я просыпаюсь ночью и смотрю, сколько человек присоединилось, пока я спал. Счет идет на тысячи», — рассказывает он.
LinkedIn — это сеть деловых людей (в основном менеджеров разного уровня), которые делятся новостями, ищут работу, поддерживают связь друг с другом. Сайт был открыт весной 2003 года, и сейчас на нем зарегистрирован 31 млн участников. Най уверен, что «компания может стать очень влиятельной». По крайней мере, ее штаб-квартира расположена в том же городке Маунтин-Вью в Кремниевой долине, где сидит и Google.
До прихода Ная фирма еле-еле сводила концы с концами. Сейчас ее годовой оборот около $100 млн, а оценочная капитализация — $1 млрд. В числе поддержавших ее венчурных инвесторов такие известные фонды и компании, как Bain Capital, Sequoia Fund и Greylock Partners. LinkedIn часто ставят в один ряд с MySpace и Facebook, несмотря на очевидные различия. Во-первых, две последние имеют гораздо больше членов — по 120 млн человек, преимущественно молодых и легкомысленных. А во-вторых, они сильно зависят от рекламных доходов, в то время как LinkedIn создала бизнес-модель, позволяющую зарабатывать пятью разными способами, — на рекламу приходится лишь 25% оборота.
Сегодня LinkedIn из адресной книги доброжелательных энтузиастов превращается в медиакомпанию нового типа, рассказывает ее основатель Рейд Хофман. На сайте происходит постоянное обновление личных и профессиональных данных участников (например: «Джо Смит закрыл продажи в Китае», «Мэгги Джонс взяла на работу нового завотделом маркетинга»). Члены сообщества обмениваются репликами о поиске работы, найме персонала и обсуждают проблемы, возникающие на рабочем месте. «Нам не нужны постоянные авторы. Это специфическая информация, которой не владеют профессиональные журналисты», — Хофман продолжает аналогию с медиа.
Экономический шторм, сотрясающий сейчас Америку и весь остальной мир, не миновал и LinkedIn, но влияние его неоднозначно. Най и Хофман недавно уволили 36 человек, это 10% сотрудников компании. В то же время они нанимают людей, уходящих из Google и Yahoo, готовясь к притоку новых членов сообщества — уволенных и боящихся увольнения наемных работников, которые ринутся налаживать личные связи. В октябре по сравнению с сентябрем число просмотров персональных страничек увеличилось на 7%, число тех, кто искал работу, — на 9%. А вот объявлений о найме на работу стало на 10% меньше.
По мере того как значение LinkedIn в жизни членов сообщества растет, эта социальная сеть преодолевает болезни роста. Недавно, например, пришлось отключить несколько групп и закрыть персональные аккаунты тем участникам, которые, как утверждает Хофман, рассылали спам незнакомцам.
LinkedIn вынуждена аккуратно соблюдать баланс: с одной стороны, хранение личной информации, размещенной ее зарегистрированными членами, бесплатно; а с другой — эту информацию нужно коммерчески использовать. Участник сети не платит за то, чтобы вывесить резюме, присоединиться к той или иной группе, вести простой поиск и просить у своих друзей рекомендовать его тем, кто с ним не знаком. В свою очередь члены сообщества позволяют LinkedIn показывать свои резюме и контактную информацию другим пользователям.
Это дает Наю массу возможностей. LinkedIn, где средний возраст пользователей 41 год, а доход на семью $109 000, взимает за рекламу от $45 до $75 за тысячу просмотров. Это в 25 раз дороже, чем на таких массовых порталах, как Yahoo. Разместить объявление о поиске работы стоит $195 в месяц.
Кроме того, на сайте LinkedIn можно получить представление о том, в каких отраслях больше всего свободных рабочих рук, сориентироваться относительно размера зарплаты. Скоро будет усовершенствован поиск людей — разработчики намерены сделать его более персонифицированным, приближенным к сфере интересов и отрасли, в которой работает пользователь. Каждый может бесплатно просмотреть 100 результатов поиска, за $20 в месяц — 300 результатов, за $50 в месяц — 500.
Заплатив от $20 до $200 в месяц, члены сообщества получат особый статус, который откроет им доступ к более подробной информации о других зарегистрированных участниках и позволит напрямую связываться с ними. Этот сервис адресован специалистам по продажам, предпринимателям, кадровикам корпораций. Саверио Сесе, гендиректор компании Strongmail, рассказывает: «Я занималась поиском на сайте, чтобы выяснить, что о нас говорят, найти новых клиентов, посмотреть, не можем ли мы делать те же продукты лучше». Когда Сесе нанимает сразу много людей или подписывает крупный договор с другой компанией, он сообщает об этом в LinkedIn, оплачивая особые условия доступа, — чтобы утереть нос конкурентам.
Hewlett-Packard, розничная сеть Sears Holdings и тысяча других корпораций ежегодно платят LinkedIn, чтобы их менеджеры по персоналу имели возможность вести расширенный поиск (услуга стоит от $21 000). Например, узнавать, кто работает на тех или иных позициях у конкурентов, и выходить на этих людей. Sears, у которой 3800 магазинов, использует LinkedIn для того, чтобы отслеживать, насколько успешен бренд Sears в онлайне. Скоро Най предоставит клиентам возможность за плату от $5000 получать оценки экспертов, то есть практически те же данные, за которые они платят исследовательским компаниям.
Поскольку интересы пользователей не ограничиваются работой, сайт постепенно расширяет список сервисов. Например, Amazon.com недавно разработал для LinkedIn сетевое приложение, которое позволяет членам сообщества узнавать, кто что читает. Кликнув мышкой, они смогут купить себе ту же книгу. Аналогичное приложение уже существует в Facebook, его разработала фирма LivingSocial. «Мы считаем, что наш сервис привлекательнее, — говорит Иэн Макалистер, разработчик из Amazon. — Их приложение ориентировано на подарки. А наше помогает сориентироваться в круге чтения и завязать новые знакомства, основанные на общих книжных интересах».
Умение находить разные источники доходов пригождается в трудные времена. MySpace, входящая в News Corp., зарабатывает в основном на продаже музыки, сервисов для мобильных телефонов и рекламы. Но оборот Fox Interactive Media (подразделение News Corp., в которое собственно и входит MySpace) в III квартале 2008-го увеличился всего на 17% вместо запланированных 30%. Что касается Facebook, то она до сих пор не приносит прибыли. Ее доход обеспечивается рекламой и небольшой платой, которую вносят участники, чтобы послать друг другу «в подарок» изображение бутылки мартини или праздничного торта. Основатель компании Марк Цукерберг недавно заявил, что в ближайшие три года разработает бизнес-план. Исполнительный директор Шерил Сэндберг уточняет: «Это вовсе не означает, что у компании нет бизнес-модели».
Создатель LinkedIn Рейд Хофман отошел от управления, когда его менеджер по персоналу нашел резюме Ная — да-да, на LinkedIn! Сын известного политолога Джозефа Ная-младшего (автора концепции soft power, «мягкой силы») был исполнительным вице-президентом в Advent Software, а до этого работал в Procter & Gamble, Dell и Intuit. «Все это компании, которые были, есть и будут, — говорит он. — Вот и мы с Рейдом решили выстроить компанию, которая останется. Я пришел сюда не для того, чтобы ее продать».