Интернет изменил индустрию развлечений. Как выживают традиционные производители музыки и кино?
В июне один из мировых лидеров кинопроизводства компания NBC Universal обвинила интернет-пиратов в причинении ущерба американским фермерам. Какая связь? Представитель компании утверждал, что, если бы не бесконтрольное распространение видео в интернете, кинотеатры продавали бы больше билетов и попкорна, а «производители кукурузы смогли бы повысить доходы и приобретать больше нового оборудования». Критики разнесли это заявление в пух и прах как очередной виток голливудской пропаганды, отметив по ходу дела, что фермерам грех жаловаться: цены на кукурузу стабильно растут. Судя по всему, ведущим кинокомпаниям и звукозаписывающим студиям приходится несладко, раз уж они опускаются до таких дешевых риторических приемов. Но что им еще остается делать?
Эра новых технологий — как пересдача карт: за столом появляются новые игроки с сильными козырями, имена прежних счастливчиков уже никого не интересуют. Кто сегодня, когда у всех есть мобильные телефоны, вспомнит названия московских пейджинговых операторов середины 1990-х? На рынке музыкальной и видеопродукции только что перетасовали колоду: способы приобретения и воспроизведения контента за каких-то три-четыре года кардинально изменились.
Только в России в прошлом году было продано 2,3 млн миниатюрных mp3-плееров — это значит, что их пользователи, скорее всего, отказались от покупки новых CD и скачивают теперь музыку из интернета. Пассажиры московского метро все чаще смотрят фильмы на экранах карманных компьютеров или других портативных устройств. Жители многих российских городов, подключившись к широкополосному интернету, получают доступ к тысячам фильмов и бесчисленным гигабайтам музыки и электронных книг, выложенных в их районных сетях.
В мире ситуация тоже быстро меняется. По данным Международной федерации производителей фонограмм (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI), в 2006 году легальные продажи музыки в Сети выросли почти в два раза и достигли $2 млрд — это уже около 10% объема продаж на физических носителях. Причем на каждый легально скачанный файл приходится 20 файлов, загруженных с нарушением авторских прав. Чтобы оценить масштаб «параллельной» индустрии обмена цифровыми данными, достаточно посетить один из крупнейших в мире пиратских сайтов — шведский The Pirate Bay (thepiratebay.org). Это поисковая машина, позволяющая находить в интернете (точнее, в файлообменной сети Bittorrent) файлы, в том числе защищенные авторскими правами: программное обеспечение, музыку и видео. У сайта 1,8 млн зарегистрированных пользователей, которые размещают файлы в сети, а искать и скачивать их может кто угодно без всякой регистрации. Нужный файл копируется по кусочкам с нескольких компьютеров — единого сервера, где хранилась бы общая «файлотека», нет. Существование The Pirate Bay настолько сильно бьет по традиционной индустрии развлечений, что США решились лоббировать закрытие этого сайта на государственном уровне. По данным Международной ассоциации кинопроизводителей (Motion Picture Association, MPA), только за 2005 год американская киноиндустрия недополучила из-за скачивания фильмов с пиратских сайтов $2,3 млрд.
Новая музыка
Парадокс в том, что не только пиратские, но и легальные продажи музыки в Сети бьют по карману студий и исполнителей. Как утверждает гендиректор IFPI Джон Кеннеди, падение продаж музыки на физических носителях (в первой половине 2006 года оно составило 4%) не компенсируется ростом доходов от легальной загрузки файлов в интернете. Действует простая арифметика: когда музыка продавалась только на дисках и кассетах, человек, которому понравилась одна песня, вынужден был покупать весь альбом, потратив порядка $20. Были исключения в виде синглов, но в целом ситуация не менялась на протяжении нескольких десятилетий — с тех пор, как появились виниловые пластинки. Пиратские сайты начали продавать композиции «в розницу». Легальные сайты вынуждены были последовать их примеру. Несмотря на разницу цен (у пиратов одна песня может стоить $0,1, у законопослушных продавцов — $1 на Западе и $0,3 в России), это в любом случае означает падение доходов традиционных продавцов.
Впрочем, вовсе необязательно музыкальная индустрия вымрет — она просто трансформируется. Как? Один из вариантов предложил еще в 2004 году главный редактор американского журнала Wired Крис Андерсон в статье The Long Tail («Длинный хвост»). Суть в следующем: онлайновые продавцы будут в основном зарабатывать не на хитах и мейнстриме, которые отлично продаются и так, а на произведениях альтернативных авторов. С развитием технологий стоимость изготовления музыкальных файлов и видеороликов падает, доступ к электронной библиотеке имеют пользователи во всем мире, а хранить произведения при мизерных затратах можно сколь угодно долго. В то же время традиционные распространители контента позволить себе этого не могут: средний американский кинотеатр не будет показывать фильм, который не собирает 1500 зрителей за две недели проката. Музыкальный магазин уберет с полки диск, который не покупают хотя бы дважды в год. Андерсон приводит такую статистику. В каждом магазине крупной американской книготорговой сети Barnes & Noble выставлено в среднем 130 000 названий книг. А онлайновый магазин Amazon.com больше половины доходов получает от книг, не входящих в 130 000 самых продаваемых.
Так что ведущие студии, записывающие мировых звезд, зря объясняют падение продаж кознями пиратов, считает аналитик музыкальной индустрии, профессор Бирмингемского университета Эндрю Даббер. В реальности они сражаются не с пиратами, тиражирующими их же продукцию, а с тысячами независимых авторов. «Время хитов прошло», — утверждает Даббер.
Новые технологии позволяют независимым авторам выйти на потребителей, минуя «бутылочное горлышко» гигантских компаний и крупных СМИ, говорит лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров, гендиректор компании «Снегири-музыка», продвигающей продукцию альтернативных музыкантов. Как поясняет совладелец портала mp3.ru Сергей Жуков (экс-солист группы «Руки вверх»), сегодня раскрутка музыки в Сети стоит несколько десятков тысяч долларов. На телевидении — на порядок больше.
Что ждет нас в будущем? «В интернете будут появляться новинки от групп в виде одной песни», — считает Сергей Жуков. По его словам, музыкантам придется больше общаться с аудиторией, чтобы превратить обычных слушателей в фанатов: «Настоящие ценители будут скачивать в интернете альбомы, а не отдельные композиции». Нестеров предполагает, что музыканты смогут получать деньги за использование их произведений платными теле- и радиоканалами, в кинофильмах. Ну и, конечно, придется зарабатывать на концертах. Именно на это рассчитывает группа «Мумий Тролль», которая одновременно с началом продаж нового альбома в магазинах выложила его содержимое в формате mp3 на своем официальном сайте.
Получается, что вся звукозаписывающая индустрия благодаря интернету как бы откатилась в начало XX века — в эпоху, предшествовавшую появлению массового рынка звукозаписи, когда главным источником дохода исполнителей были живые концерты. Хотя в России из-за разгула пиратства этот вид заработка для музыкантов и так всегда был основным.
Новое кино
«Если меломаны могут скачивать себе один трек вместо целого альбома и платить меньше, то фильм все равно приходится скачивать целиком», — успокаивает Вадим Верещагин, директор по продажам «Буэна Виста Сони Пикчерс Релизинг СНГ» (кинопрокатное СП Sony Pictures и Disney). Но киноиндустрии все равно пришлось среагировать на появление новых технологий.
Студии, например, стали снимать короткометражные фильмы, в которых превалируют крупные и средние планы — их лучше видно на маленьких экранах портативных устройств. Столичный провайдер «Корбина Телеком» уже произвел на свет несколько коротких (не больше 10–15 минут) фильмов с участием профессиональных артистов и режиссеров. Ставка делается скорее не на желание потребителя увидеть определенный фильм, а на его потребность ненадолго отвлечься. Типичный пример: художественная зарисовка «Шепоты и крики» с Нелли Уваровой в главной роли (за четыре минуты она успевает поссориться, помириться и вновь разругаться со своим киномужем).
«Корбина» выкладывает мини-фильмы в интернете бесплатно. Как на этом заработать? В начало фильмов можно вставлять 10–15-секундные рекламные ролики, рассказывает генеральный директор «Корбины Телеком» Александр Малис. Они будут проигрываться, пока основной фильм грузится из интернета. На Западе, по словам Малиса, каждый показ такой рекламы может стоить от трех до 20 центов. Производители уповают на то, что в сети можно транслировать рекламу табака и крепкого алкоголя — товаров, которые запрещено пропагандировать в эфирном ТВ.
Новые магазины
В Европе и США традиционные сети по распространению CD и DVD уже столкнулись с непреодолимыми трудностями. В прошлом году о банкротстве объявила крупная международная сеть музыкальных магазинов Tower Records. Чуть раньше распродала свои магазины британская розничная сеть Music and Video Club (MVC).
В России продажи и музыкальных CD, и фильмов на DVD тоже падают (по данным агентства «Интермедиа», в 2006 году объем продаж CD снизился на 10–12%). В ближайшее время продажи вряд ли восстановятся. В 2006 году, по оценкам PricewaterhouseCoopers, в стране было 2,5 млн домохозяйств с широкополосным доступом к интернету, а в ближайшие пять лет их число будет расти до 50% в год. Таким образом, к 2011 году видео (и тем более музыку) из интернета смогут свободно скачивать 17,5 млн домохозяйств в России (33% их общего числа). Угадайте, как это отразится на оборотах обычных магазинов?
Торговые точки пока еще экспериментируют, устанавливая в своих залах автоматы для закачивания файлов в mp3-плееры, но все это напоминает лишь оттягивание неминуемого конца. CD с новинками лидеров хит-парадов сейчас можно купить в любом супермаркете, книжном магазине или даже в кофейне. Архивные записи или новые альбомы альтернативной музыки выложены в интернете. Традиционные магазины музыки и видео в России и других странах сохранятся хотя бы «как бутики», считает Александр Лоевский, директор по маркетингу сети музыкальных магазинов «Пурпурный легион».
Впрочем, по мнению Лоевского, в споре между физическими носителями и интернетом еще не поставлена точка. Разработчики электронной техники хотят создать новые, массовые, но хорошо защищенные от копирования форматы носителей. Лоевский указывает на формат Super Audio CD, который пиратам вскрыть пока не удалось. Хотя, скорее всего, он им просто неинтересен. Super Audio CD еще не получил широкого распространения: чтобы насладиться им, требуется специальная аппаратура, а его лучшее по сравнению с обычными компакт-дисками звучание оценят лишь опытные меломаны, которые в любом случае будут ходить в магазин, чтобы пополнить свою коллекцию дисков.
Новые книги
Доступ к электронным книгам и их скачивание на КПК в России в основном осуществляется бесплатно. Московская компания «ЛитРес», объединяющая две крупные интернет-библиотеки, aldebaran.ru и litportal.ru, создает, правда, систему платного доступа к некоторым текстам (средняя цена скачивания одной книги составит 18 рублей). Идея в том, что, если самые большие библиотеки станут платными, пользователи волей или неволей должны будут выложить деньги. Старейшая российская интернет-библиотека lib.ru, по словам ее создателя Максима Мошкова, готова присоединиться к этому проекту.
Но что это изменит? Книгоиздатели считают, что за деньги из интернета будут скачивать в основном профессиональную литературу. «Классическими произведениями хочется наслаждаться не на бегу, а целевая аудитория массовой литературы не пользуется интернетом и КПК», — уверяет Олег Новиков, гендиректор издательства «Эксмо». По его мнению, даже если электронные книги станут платными, на их долю придется не более 5% продаж.