К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Прачечная в супермаркете


Пользуетесь терминалом для экспресс-оплаты? Возможно, вы стали невольным участником популярной схемы по обналичиванию

Московский предприниматель, назовем его Алексей, год назад купил за 92 000 рублей платежный терминал системы Auto-Pay, предназначенный для оплаты сотовой связи, интернета и других услуг. Он установил его в небольшом магазине. Терминал собирал до 30 000 рублей в день наличными, а фирма Алексея получала с этой суммы комиссионные (3,5% от плательщиков и в среднем 1,5–3% от Auto-Pay). Однако вскоре бизнесмен понял, что можно зарабатывать еще больше. Как? «Продавать наличные из терминала тем, кому нужен черный нал», — рассказывает он корреспонденту Forbes. Доходность таких операций — 4–6%, притом что речь пошла уже совсем о других суммах.

Чтобы понять эту схему, нужно знать, как работает типичный платежный терминал. Владелец такого аппарата (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) переводит на свой счет в платежной системе гарантийный взнос, что-то вроде страхового депозита. Когда клиент опускает в терминал купюры, деньги из гарантийного взноса списываются в адрес провайдера услуг (например сотового оператора). Наличные, загруженные в аппарат, можно отправить в банк и перевести в платежную систему, а можно, как вы уже поняли, за определенную плату обменять на безналичные деньги, которые заказчик услуги бросит на ваш счет по фиктивному договору.

Индустрия приема платежей сильно выросла за последние годы. Дневной оборот одного терминала в крупном торговом центре может достигать 100 000 рублей, а всего в России, по разным оценкам, установлено до 100 000 таких устройств. В первом полугодии 2007 года только через терминалы ОСМП («Объединенной системы моментальных платежей») было проведено платежей на $1,45 млрд. Другие крупные операторы на этом рынке — «КиберПлат», «Элекснет» и E-Port, чьим агентом является Auto-Pay.

 

Свои терминалы они могут продать кому угодно (исключением является «Элекснет», все его терминалы у него же в собственности). За кассовой дисциплиной агентов — владельцев терминалов — сети практически не следят. ОСМП, правда, в своих правилах указывает, что агент обязуется «не осуществлять посредством платежного сервиса… операции по легализации доходов, полученных преступным путем». Auto-Pay не требует даже этого. Неудивительно, что аппараты по приему платежей стали инструментом обналичивания.

Потребность в купюрах для выдачи «серых» зарплат, дачи взяток или финансирования криминальной деятельности не снижается. По оценке председателя Центробанка Сергея Игнатьева, годовой объем рынка неучтенной наличности — 1,5–2 трлн рублей. Получать наличные через банки становится все сложнее и дороже: Центробанк объявил обналичиванию настоящую войну (см. «Хроника борьбы») — кредитные организации массово лишаются лицензий. По оценкам Александра Кузнецова, замдиректора департамента ликвидации банков Агентства по страхованию вкладов, около 30 банков из числа потерявших лицензию с 2004 года выдали наличных почти на 1 трлн рублей.

 

Но вернемся к платежным системам. Оказывается, использовать терминал для обналички можно, установив его даже не в магазине, а у себя в офисе или гараже. Зачем хлопоты с арендой угла в торговом зале, если можно многократно прогнать через аппарат тысячную купюру, накрутив нужную сумму? Эти деньги (не больше суммы на счете в платежной системе) переводятся на электронные «кошельки» вроде «Яндекс.Деньги» или WebMoney. А наличные с электронного «кошелька» можно уже совершенно легально снять в банке (получателю нужно предъявить паспорт) либо через электронные биржи.

Гендиректор «Яндекс.Деньги» Евгения Завалишина признает, что технически такой механизм возможен. «Обороты обменных бирж в сети растут, мы следим за этим рынком, блокируем «серые» площадки, регулируем политику для наших официальных партнеров», — говорит она.

Куда смотрят надзорные органы? На бесконтрольность систем экспресс-оплаты и их агентов обратили внимание налоговики. В октябре прошлого года в городе Белая Холуница (Кировская область) налоговая служба, например, оштрафовала на 3000 рублей предпринимателя Владимира Черных, поставившего терминал в магазине. Причина? Устройство не было оборудовано контрольно-кассовой машиной и не выдавало фискального чека. (Их, кстати, не выдает ни одни терминал.) Черных пытался обжаловать штраф в суде, но безуспешно.

 

А Центробанк опубликовал в июне указание (вступит в силу в ноябре), обязывающее все коммерческие организации проводить платежи за связь и другие услуги «только в случае заключения договора с кредитной организацией», которая в свою очередь должна иметь договор с провайдером услуг. Принятые от физических лиц наличные нужно будет вносить в кассу банка, с которым заключен договор. На практике это означает, что платежная система должна будет инкассировать все терминалы, включая агентские.

Чем это обернется? «С рынка уйдут недобросовестные игроки, и останутся крупные платежные системы, деятельность которых соответствует всем законодательным нормам», — говорит президент ОСМП Андрей Романенко. В Auto-Pay от комментариев отказались.

Хроника борьбы

  • Май 2004 года

Отозвана лицензия у Содбизнесбанка, в качестве одной из причин ЦБ впервые указывает нарушение закона о противодействии отмыванию преступных доходов. Позже первый зампред ЦБ Андрей Козлов скажет, что СББ был одним из лидеров обналички в Москве.

  • Сентябрь 2004 года

Через месяц после перехода под контроль предпринимателя Бориса Сокальского АКА-банк проводит первую крупную операцию по обналичиванию денежных средств. За следующие пять месяцев, предшествовавших отзыву лицензии, банк выдал наличными 129 млрд рублей и стал одним из рекордсменов по этому показателю.

  • Июнь 2005 года

ЦБ отзывает лицензии у трех банков за нарушения «антиотмывочного» закона. Закрытие банков за обналичку поставлено на поток.

 
  • Декабрь 2005 года

Выходит в свет письмо ЦБ «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций». Особое внимание банки должны уделять клиентам, у которых на операции по бналичиванию приходится от 80% оборотов по счетам.

  • Сентябрь 2006 года

В Москве убит первый зампред ЦБ Андрей Козлов, ставший символом борьбы с обналичкой.

  • Январь 2007 года

По подозрению в убийстве Козлова в Москве задержан Алексей Френкель, бывший предправления ВИП-банка.

  • Март 2007 года

В здании Арбитражного суда Москвы задержан один из новых сотрудников, Борис Сокальский. За несколько лет он создал с нуля или приобрел более десятка банков, у большинства из которых ЦБ отозвал лицензию. По данным следственного комитета МВД, эти банки обналичили около 300 млрд рублей.

 

Источник: Центробанк, Коммерсантъ, Время новостей

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+