Затеянное Кремлем укрупнение регионов идет полным ходом. Есть неожиданные жертвы
Быть членом Совета Федерации почетно и удобно. После того как в 2000 году изменилась система формирования верхней палаты российского парламента, возможность получить статус сенатора появилась у всех желающих, главное — договориться с руководством СФ и региональными властями. Естественно, чем мельче регион, тем проще договариваться. Результат: в сенат прошло несколько десятков российских бизнесменов (в основном живущих в Москве), включая восьмерых участников «Золотой сотни» Forbes.
Плохая новость для предпринимателей: малонаселенные регионы России решено присоединить к более крупным, а значит, число мест в СФ сократится. Первым это ощутил на себе Сергей Гордеев, московский бизнесмен, выдвинутый в СФ от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Его полномочия в связи с присоединением региона к Иркутской области истекают 1 января 2008 года.
Гордеев разбогател, скупая по дешевке московские промышленные предприятия и перепродавая затем их землю под строительство офисов и жилья. Его компания «Росбилдинг» еще пять-шесть лет назад считалась лидером на рейдерском рынке. Статус сенатора помог бизнесмену сменить имидж. Сегодня Гордеев известен как президент фонда «Русский авангард», один из организаторов участия России в Венецианской биеннале, спонсор нескольких премий, он даже профинансировал программу обучения архитекторов в Лондонской школе экономики.
Дорогое ли это удовольствие — стать сенатором? По оценкам Виталия Иванова, эксперта Центра политической конъюнктуры, расходы составят от $2 млн. Но с утверждением в статусе сенатора траты не кончаются. Тот же Гордеев, например, создал фонд, через который в 2005–2006 годах оказал помощь региону на сумму около $500 000. На эти деньги было закуплено медицинское оборудование и домашний кинотеатр для местной женской колонии, а также построена церковь.
Чем займется Гордеев после ликвидации округа? Его помощник сообщил Forbes, что шеф может остаться в Совете Федерации, но представителем другого региона. Однако шансов у Гордеева и других бизнесменов все меньше. Принятый недавно закон ввел для сенаторов ценз оседлости — теперь представлять регион имеет право лишь человек, проживший в нем более 10 лет. Исключение сделано для сотрудников силовых структур и прокуратуры, а также для действующих сенаторов, если они будут переизбраны органами власти тех же регионов, которые представляют сегодня.
Кто следуюший? Под сокращение уже попали места в Сенате от ликвидированных Коми-Пермяцкого, Таймырского, Корякского и Агинского Бурятского автономных округов и Эвенкии. На очереди — Ненецкий автономный округ (его представляет в Совете Федерации бизнесмен Фархад Ахмедов, регион планируется объединить с Архангельской областью) и Республика Алтай (сенатор Ралиф Сафин, предлагается влить в Алтайский край). Судьба этих мест решится после президентских выборов 2008 года.