Есть ли смысл в элитных кредитках международных платежных систем?
Обладатель «черной» карты AMERICAN EXPRESS CENTURION, НАШ соотечественник, однажды поехал в Верону со своей девушкой на представление оперы «Аида». Продолжение вечера он сумел запланировать прямо в антракте, не покидая «Арена ди Верона»: достаточно было звонка в консьерж-сервис American Express, чтобы сразу после спектакля отправиться в Венецию ужинать и кататься на гондоле. Этот каприз, конечно, стоил списанной с карты немаленькой суммы. Зато услуги по организации ночной прогулки не стоили ничего. Точнее, они входили в стоимость годового обслуживания Centurion, самой известной из кредитных карт, выпускаемых для наиболее состоятельных клиентов. Впрочем, организовать прогулку по Венеции можно было и с помощью элитных карт других международных платежных систем. Плата за обслуживание таких карт — $500–3000 в год. Имеет ли смысл платить такие деньги?
Большинство карт высшего уровня — American Express Centurion, Visa Infinite, Diners Club Carte Blanche — черного цвета. Только MasterCard World Signia — темно-синяя с крупным золотым рисунком земного шара. Эти продукты появились относительно недавно — в конце 1990-х. К тому времени «золотых» и «платиновых» карт в мире стало так много, что они потеряли свою эксклюзивность. В России «черных» карт пока совсем мало. По данным Visa, российские банки к весне этого года выпустили 406 500 карточек Visa Gold, 25 500 — Visa Platinum и лишь 352 карты Visa Infinite. Впрочем, наверняка многие россияне пользуются эксклюзивными картами, эмитированными иностранными банками.
Отличия «черных» карт от «золотых» и «платиновых» не очень значительны. Например, платежные системы Visa и MasterCard добавляют к своим «платиновым» программам консьерж-сервис и пакет страховок для путешественников (до $1 млн и до €200 000 соответственно). Владельцы «платиновых» American Express могут пользоваться практически всеми услугами, в том числе и консьерж-сервисом, наравне с владельцами Centurion. За исключением возможности продлить часы работы магазинов (международная программа VIP-покупок) и бесплатно попасть в любой из 450 VIP-залов аэропортов по всему миру (программа Priority Pass).
Важно еще и то, что различия, введенные платежными системами, могут нивелироваться банками. Например, Росбанк по своим карточкам MasterCard Gold дополнительно дает страховой полис СК «Согласие», бесплатное участие в дисконтных программах IAPA (международная программа скидок для часто летающих пассажиров) и Vantage Club (скидки в сотне ресторанов и магазинов Москвы, в том числе ювелирных). Отличие карты MasterCard World Signia Росбанка — дисконтные карты Bosco di Ciliegi, «Седьмой континент» и Priority Pass — от самого банка, а также консьерж-сервис и страховка AIG — от платежной системы. При этом «золотые» карты Росбанка значительно дешевле «черных» — $120 против €900 в год.
«Платиновую» карту American Express получить гораздо проще, чем Centurion, и стоит она в три раза дешевле ($1000 вместо $3000).
«Черные» карты банки не рекламируют. По-хорошему, нужно самому дожидаться приглашения. Рекомендации MasterCard: карту World Signia предлагать клиентам с уровнем годового дохода от €300 000. Но большинство банков ставят планку гораздо выше — выбирают кандидатов на получение карточки из числа наиболее состоятельных клиентов, которые обслуживаются по программе private banking. Чтобы стать клиентом private banking, в банк «Уралсиб», например, нужно принести не менее $500 000. Чтобы стать VIP-клиентом Альфа-банка, нужно иметь от $100 000 на текущих счетах или купить через банк паи фондов на сумму от $400 000.
Банкиры признают, что самым богатым людям «черные» карточки не очень нужны. «У них есть свой персональный family office, им достаточно просто появиться в магазине, чтобы получить особые условия, — рассказывает директор по маркетингу «Уралсиб Банк 121» Валерий Чумаченко. — Сервис, который предлагается по таким карточкам, интересен для людей с меньшими активами и меньшими возможностями».
Причем такие карты в большинстве случаев являются средством повысить свой статус в глазах окружающих. Услугами консьерж-сервиса владельцы карт пользуются редко, а страховки обычно дублируют уже имеющиеся. «В наших людях эмоционального еще гораздо больше, чем рационального, — рассказывает первый зампред правления банка «Русский стандарт» Дмитрий Руденко. — Сколько я ни пытался объяснять людям, которые хотели поменять свои «платиновые» AmEx на Centurion, что они не олигархи, не владельцы бизнесов и для них глобальной разницы между этими картами нет, мне отвечали: «Все равно, это же круто!»
Тем, кто заводит элитные карты для престижа, нет смысла думать о том, окупается ли их обслуживание. Специальные предложения, которые платежные системы разрабатывают для «черных» карт, ориентированы на богатых людей. Вот пример такого предложения для держателей Visa Infinite. За $20 000 можно вдвоем провести две ночи на Бермудских островах в знаменитом отеле Elbow Beach. При этом отель самостоятельно предлагает почти тот же Luxury Package c шампанским, бесплатным ужином и массажем в спа-центре за $2835 в сутки. Этот пакет не включает ночную индивидуальную прогулку на яхте, аренду личного автомобиля на время пребывания и утреннее занятие йогой с личным преподавателем. Но стоит ли это все $14 000?
Если задаться целью, то окупить стоимость годового обслуживания «черной» карты все же можно. Стоимость карточки Citibank Ultima, сделанной на основе MasterCard World Signia (45 000 рублей в год), можно «отбить» примерно за 26 часов похода по лондонским магазинам Harrods и Harvey Nichols с персональным русскоязычным шопинг-ассистентом, нанятым Ситибанком (услуги таких ассистентов в Европе стоят от €50 в час). Обширных дисконтных программ по таким картам ждать не стоит. С «черной» картой можно, конечно, подобрать роскошный отель из списка, предложенного платежной системой, и получить скидку 20%. Но понятия «роскошь» и «скидки» не очень-то совместимы.
Для тех, кто любит экономить, подойдут скорее «платиновые» и «золотые» карты. Альфа-банк и Росбанк, например, дают возможность пользоваться скидками по программе Vantage Club держателям всех трех видов премиальных карт — и «золотых», и «платиновых», и «черных». В среднем скидка на товары и услуги по этой программе составляет 10–15%. Чтобы окупить «золотую» карточку Альфа-банка ($100), достаточно тратить в год $670–1000.
Еще в Альфа-банке, например, можно за $150 завести «платиновую» MasterCard, привязанную к программе «Аэрофлот-бонус», и «копить мили». Раньше за $1, потраченный по карточке, можно было получить 3 мили в подарок. Один из клиентов «Альфы» очень удачно воспользовался этим предложением: купил по карточке автомобиль Bentley, получил 870 000 миль и теперь может бесплатно слетать 25 раз в Лондон и обратно бизнес-классом. Правда, со временем «Альфа» поумерила разорительную для банка щедрость — теперь за $1 по «платиновым» картам дают всего 2 мили «Аэрофлота».
В Европе и США к «черным» карточкам люди уже поостыли. Здесь любят считать затраты и бонусы. Citibank, например, свою карточку Ultima в Америке вообще не выпускает. «Там рынок на другой стадии, там нет таких людей, как в России или Арабских Эмиратах», — поясняет вице-президент российского Ситибанка Михаил Бернер. В России первые «черные» карточки появились на пять лет позже, чем на Западе. Так что их престижу пока ничто не угрожает.