К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В надежные руки


Самый быстрый путь к богатству для владельца высокотехнологичной компании — продать бизнес частным образом. Неужели IPO устарело?

Рёлоф Бота уже три года как венчурный капиталист и мечтает на раннем этапе вложить деньги в успешный проект масштаба Google, в компанию, которой восхищаются на Уолл-стрит и опасаются конкуренты. Быть совладельцем такой фирмы — отличный способ прославиться и разбогатеть. Но 34-летний Бота стал известен благодаря сделкам в обратном направлении — продажам компаний меньшего масштаба.

Бота пришел в Sequoia Capital, одну из ведущих фирм, занимающихся венчурными инвестициями в Кремниевой долине, в 2003 году, после того как помог запустить онлайновую систему расчетов PayPal. В феврале 2005-го двое его приятелей по PayPal основали сетевой сервис под названием YouTube. За $8,5 млн Бота купил для Sequoia пакет YouTube в 30%. В ноябре 2006 года Google приобрела YouTube за $1,65 млрд. Вложения Sequoia увеличились в 65 раз, и Бота ворвался в список самых удачливых венчурных капиталистов Forbes. Он занял 23-е место (см. подробнее на forbes.com/midas).

Как ни странно, Бота мучается из-за этой продажи: если бы YouTube остался независимым, сколько бы он стоил сейчас? PayPal вышла на биржу в 2002 году, но через несколько месяцев за $1,5 млрд компанию выкупила еВay; останься PayPal независимой, она могла бы стоить сейчас $10 млрд. «Оглядываясь назад, я начинаю думать, что $1,5 млрд — это была ошибка», — говорит Бота.

 

Это раньше фирмы, занимающиеся венчурными инвестициями, бережно и долго выращивали компании, подводя их к апофеозу проекта — публичному размещению акций. Теперь самый быстрый и популярный в Кремниевой долине способ разбогатеть — целиком продать свою фирму в одни руки. Многие венчурные капиталисты уверены, что выпекать стартапы, как гамбургеры, нет смысла. «Показатель успеха для венчурных фирм — удачное IPO, — уверяет Уильям Герли из Benchmark Capital, 54-й в списке венчурных капиталистов. — Преимущества сделок по поглощению достаточно незначительны, чтобы они могли стать ядром стратегии». Однако сам он продал в ноябре 2006 года корпорации EMC фирму Avamar за $165 млн после того, как она привлекла $50 млн венчурного капитала.

И хотя многие венчурные капиталисты отрицают, что ищут компанию, которая поглотит их фирму, в частных беседах они более откровенны. Росс Левинсон только что уволился из Fox Interactive Media, подразделения News Corp., которое за период с июня 2005-го под его руководством поглотило девять компаний на общую сумму $1,3 млрд. На недавней технологической конференции его атаковали венчурные капиталисты, желавшие продать свои компании. «Я не мог пройти к двери. Люди хватали меня. Они были похожи на хищников, сражающихся за жертву», — рассказывает Левинсон.

 

В прошлом году 56 высокотехнологичных компаний разместили акции на бирже, но более 400 сменили хозяев частным образом. Зачем стараться соответствовать жестким требованиям, предъявляемым к публичным компаниям, и зависеть от капризов рынка, если Cisco, IBM и Microsoft готовы заплатить за новичков большие деньги? Занимающаяся интернет-телефонией Vonage провела размещение в мае и собрала $531 млн, но с тех пор ее акции упали на 60%.

Венчурные фирмы в прошлом году заработали $35 млрд на продажах — это был самый удачный год начиная с 2000-го. Кому выгоднее продавать компанию? При продажах в частном порядке венчурные капиталисты получили в среднем $77 млн за сделку при инвестициях в размере $20 млн. Компании, выведенные на биржу, принесли в среднем $66 млн после IPO при первоначальных вложениях в размере $50 млн.

«Венчурным капиталистам надо избавиться от мифа об IPO», — говорит Дэвид Кэрлик из VantagePoint Venture Partners, которая входит в группу, продавшую MySpace медиаимперии News Corp. за $580 млн в 2005 году.

 

Но Бота из Sequoia остается верен своей мечте. Он утверждает, что высокотехнологичные новички должны создаваться на долгие годы, а не для скорейшей продажи. По его словам, основатели YouTube Чад Харли и Стивен Чен «всегда думали о том, как найти новые способы привлечь посетителей и сделать сервис лучше, а не о том, как им наладить сайт, чтобы добиться более высокой цены при поглощении. Это признак всех хороших компаний».

Sequoia только что привлекла $800 млн, и Бота занялся потребительскими веб-проектами вроде InsiderPages (сеть потребительских отзывов о местных магазинах) и Xoom (очередной клон Western Union). Их задача — дешево и лавинообразно (как YouTube) расширять аудиторию. «Я веду себя как очередной потребитель», — говорит он.

Бота родился и вырос в Южной Африке, он внук Рёлофа (Пика) Боты, министра иностранных дел (1977–1994) в правительстве апартеида, который поддержал освобождение заключенного Нельсона Манделы и потом работал в его команде (1994–1996). Внук вспоминает эти напряженные времена. Например, когда семья ходила в ресторан, люди осаждали его деда со всех сторон. «Я приехал сюда отчасти потому, что не хотел быть чьим-то внуком, а только самим собой», — уточняет Бота.

Он окончил университет в Южной Африке в 1996 году, начал работать в McKinsey & Co и в 1998 году приехал в США учиться в Стэнфордской бизнес-школе. Он стал финансовым директором PayPal, еще не окончив курс MBA. Вскоре после того как фирма была продана eBay, Майкл Моритц (№1 в списке венчурных инвесторов уже второй год подряд) завлек Боту в Sequoia.

Именно Моритц сделал Sequoia акционером PayPal и Google, а потом вывел эти компании на биржу, отвергая предложения о частном выкупе. «Компании со временем достигли больших размеров, — говорит Моритц.  А все они начинались с идеи, которая на первый взгляд казалась мелкой и неприбыльной».

 

Но многие венчурные капиталисты развивают компании с расчетом продать их крупным конкурентам. «Из-за этого меняется способ строительства бизнеса», — говорит Кевин Комптон, один из руководителей Radar Partners. Не нужно добиваться больших объемов продаж, когда знаешь, что все равно тебя купит Cisco.

А зачем нанимать людей в лабораторных халатах? Дэниел Дженни (№99 в списке Forbes) из Alta Partners и представители этой компании в совете директоров Angiosyn предусмотрели, что им придется уволить исследовательскую команду, если Angiosyn будет продана фармацевтическому гиганту, — ведь покупателя в данном случае интересует не трудовой коллектив, а патенты компании. Поэтому они разрабатывали лекарство для лечения дегенерации желтого пятна (глазное заболевание), используя сторонних исследователей. Pfizer приобрела Angiosyn в 2005 году за $350 млн.

Чтобы подтолкнуть крупные компании к поглощению,  некоторые молодые фирмы пытаются завязать с ними партнерские отношения или поставлять им продукцию. Тод Дэгрес работал в Battery Ventures и привлек $18 млн из $37 млн, вложенных в производителя видеооборудования Broadbus. Broadbus с самого начала видел возможных покупателей в фирмах Cisco, Motorola и Sun Microsystems. В прошлом году Broadbus договорился с Motorola о получении статуса торгового партнера. «Что было дальше, вы знаете: Motorola сделала предложение», — рассказывает Дэгрес. Корпорация купила Broadbus за $200 млн. Дэгрес работает теперь в Spark Capital, а вложенную в Broadbus сумму увеличил в три с половиной раза.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+