В третий раз мы публикуем рейтинг владельцев коммерческой недвижимости. Год назад на обложке Forbes было нарисовано здание, распухшее от денег, — мы писали о том, как много средств потекло в девелопмент. Нынешняя обложка о том, как много приносит недвижимость ее владельцам.
Судите сами: сразу семь участников списка перешагнули отметку годовой выручки в $100 млн. На фондовом рынке сейчас торгуются три девелоперские компании, их коэффициент P/S, то есть отношение капитализации к выручке, составляет в среднем 10. Это значит, что каждая из семи компаний, лидирующих в нашем списке, могла бы быть оценена в $1 млрд. Выходит, по стоимости созданных с нуля активов коммерческая недвижимость вполне может состязаться с рядом промышленных отраслей. Не уверен, что чиновники, верстая программы и отчеты, принимают это во внимание.
Интернет без прикрас
Один мой коллега, работающий в испанской компании, выпускающей журналы о компьютерных играх, рассказал поучительную историю об интернете. Начальство поставило ему задачу в духе времени: расширить традиционный бизнес издательства, присоединив к нему несколько популярных сетевых ресурсов. Бюджет был неплохим, знакомый быстро вышел на создателей ряда порталов, посвященных играм, и предложил встретиться. Владелец одного из них — совсем молодой человек, живущий где-то в провинции, — поначалу соглашался, однако в последний момент решил в столицу не ехать. «Но почему?» — поинтересовался мой знакомый. Юноша ответил: «Мне не нравится Мадрид. И продавать свой сайт я не хочу — он приносит €6000 в месяц, меня это устраивает. Hasta la vista». То же самое повторилось с создателем еще одного сайта.
В чем мораль? Теперь уже стало совершенно очевидно: бизнес в интернете — самое обычное дело. Такое же, как трактир или парикмахерская, и владелец не хочет отдавать его приезжим коммерсантам. В интернете нет никакой мистики, никакого философского камня, способного превратить гигабайты в золото. Интернет, если уж говорить предельно просто, — все равно что трасса Москва — Петербург, с которой кормятся несколько городов, множество бензоколонок и еще больше сельских жителей, торгующих пирожками и квашеной капустой. Логика та же: у кого лучше location и пирожки, тот больше заработает, но заработает ровно столько, сколько позволяют себестоимость пирожков и их цена.
Покупка Rambler.ru и Mail.ru могут вернуть вам веру в магию интернета: вот они, заветные миллионы. Не спешите с выводами, прочитайте статью «Смертельный номер 2.0» (стр. 72), в ней объясняется: эра сверхприбылей, увы, прошла. Обогатиться на трассе Москва — Петербург можно было, когда она строилась. Это, конечно, не значит, что зарабатывать на жизнь интернетом невозможно. Зарабатывает же несговорчивый испанский юноша. Зарабатывают и владельцы аналогичных небольших сайтов в России. Но примерно так же, как делают это трактиры и парикмахерские.