Пенсионер Николай Лукьяненко собрал лако-красочный завод из подручных материалов. Теперь зарабатывает неплохие деньги
Как построить бизнес, написано в любом учебнике. Нужно придумать товар, взять кредит, начать производство, вернуть кредит и получать прибыль. Николай Лукьяненко, владелец лакокрасочного предприятия «Полифан» в Коломне, учебников по бизнесу не читал, в банки не обращался, оборудования не покупал. Сколько он вложил в свое производство, созданное с нуля? «Деньгами? — переспрашивает Лукьяненко. — За двенадцать лет не больше 10 млн рублей». Тем не менее принадлежащий 66-летнему предпринимателю заводик производит краски на $1 млн в год.
Лукьяненко из тех людей, которые лишней копейки не потратят, если можно что-то получить даром или по бартеру. Одевается скромно, ездит на «Шевроле Нива». Сам себя называет скрягой. По специальности Лукьяненко — инженер-строитель, в молодости уехал на заработки в Магадан, где 20 лет трудился прорабом. Ближе к пенсии перебрался «на материк», устроившись в строительное подразделение Коломенского тепловозостроительного завода.
Однажды бригада Лукьяненко ремонтировала цех на одном из московских заводов. Краска у заказчика была своя, неизвестной опытному строителю марки «Фанкор». Лукьяненко поразило, как хорошо она легла на плохо просушенные стены и как быстро высохла. Он не поленился и нашел производителя — оборонный завод «Союз» в подмосковном Дзержинском. Выяснилось, что краску делали в рамках программы конверсии, состав разработал Владислав Лoбковский, всю жизнь посвятивший усовершенствованию топлива для ракет. «Я кандидатскую защищал по технологиям дисперсии, а принципы, в общем-то, одинаковые, — объясняет технолог, — что для краски, что для ракетного топлива». Объединив усилия, химик и прораб создали компанию «Полифан».
Название происходит от слов «полифосфатные антикоррозийные». Именно на таких красках специализируется завод Лукьяненко, не тратя усилий на конкурентную борьбу с многочисленными производителями водоэмульсионки и эмалей. Краски «Полифана» ложатся прямо на ржавчину, благодаря чему их часто используют как грунтовку, и к тому же не токсичны — могут применяться даже для обработки внутренней поверхности труб с питьевой водой.
Теперь об экономии. Изобретатель краски Лобковский говорит, что обещанной доли в капитале фирмы он от Лукьяненко так и не дождался, получая лишь зарплату технолога, да и то часто банками с краской. В результате четыре года назад от партнера ушел.
Лукьяненко сумел урезать смету и по оснащению предприятия. В 1995 году он выкупил одноэтажный склад на окраине Коломны. Для производства краски нужен второй уровень, чтобы компоненты смеси шли сверху самотеком. Находчивый предприниматель купил по дешевке железнодорожный вагон и установил его на крышу склада. Вагон до сих пор на месте, но краску там уже не делают — фабрика переехала в новое здание. Его Лукьяненко построил из металлоконструкций, взятых со свалки в соседней воинской части.
С оборудованием Лукьяненко тоже поступил хитро. Новый смеситель для краски стоит от $15‑000. Узнав цены, предприниматель рассудил так: по сути смеситель — это бочка, мешалка, электромотор и редуктор (устройство, снижающее скорость вращения мотора, чтобы краска не пенилась). Подходящие бочки из нержавейки он приобрел по бартеру, сделав ремонт на консервном заводе. Редукторы взял от башенного крана и от военной антенны. Двигатели нашлись в коровниках — председатели колхозов охотно меняли их на солярку. В итоге каждый смеситель обошелся «Полифану» в 15 раз дешевле нового.
Бисерные мельницы для измельчения компонентов оказались самым сложным устройством. Но и тут Лукьяненко не растерялся. Купил списанный агрегат на пищекомбинате в Жуковском, нанял местного Кулибина, который разобрал его на части и сделал чертежи, по которым на тепловозном заводе изготовили три новенькие мельницы всего по $5000 за штуку (таким образом, на каждой удалось сэкономить $15 000).
До 2005 года продажи «Полифана» росли, по словам Лукьяненко, на 30–50% в год. Среди заказчиков — строители, пароходства, нефтяники (антикоррозийное покрытие нужно для труб и резервуаров на шельфовых месторождениях). «Краска негорючая и стойкая к коррозии. Для наружных, а особенно внутренних работ на морских судах, — просто находка», — говорит старший научный сотрудник петербургского ЦНИИ морского флота Юрий Зобачев. При этом по сравнению с импортными красками, имеющими аналогичный набор свойств, покрытие от «Полифана» обходится почти в семь раз дешевле — 30 рублей вместо 200 рублей на метр поверхности.
Однако в прошлом году продажи расти перестали. Лукьяненко задумался, не переусердствовал ли он с экономией. «Сам пахал день и ночь и этим нанес ущерб предприятию. Мало внимания уделял кадрам», — признает он свои ошибки. Обиженный Лобковский, например, разрабатывает сейчас новые краски на предприятии московской компании «Неохим».
Предприимчивый пенсионер срочно стал исправляться. Раньше маркетологов на заводе не было вообще — покупатели сами находили коломенского производителя. Теперь у «Полифана» есть сайт и трое специалистов по продвижению товара. Лукьяненко собирается довести их число до десяти.
На людях он, похоже, больше не экономит — для будущего отдела маркетинга строит отдельный офис. Заметим: не из рухляди, притащенной со свалки.